Правительство Таджикистана все чаще подавляет свободу слова в Интернете

Активисты хотят знать, почему все больше сайтов закрываются без законных оснований.

Правительство Таджикистана все чаще подавляет свободу слова в Интернете

Активисты хотят знать, почему все больше сайтов закрываются без законных оснований.

Таджикские журналисты предпринимают согласованные попытки добиться от правительства прекратить практику блокирования СМИ в интернете, одном из самых свободных выходов  для свободы слова.

Организаторы кампании «100 дней за свободу Таджнета», запущенной в начале октября, сообщили, что без необходимого постановления суда властями страны были заблокированы 50 сайтов. Они призвали положить конец незаконным блокировкам веб-сайтов, а также подвергли критике Интернет-провайдеров, поддавшихся давлению правительства.

Эти 50 сайтов включают в себя 15, заблокированные летом нынешнего года, среди которых есть российские, ведущее таджикское информационное агентство Азия-плюс и даже сайт таджикской службы BBC. Они, вероятно, были заблокированы в основном из-за освещения волны протестов в Бадахшане в июле и августе. Доступ к 14 из 15 с тех пор был восстановлен.

Пятнадцатый сайт – сайт ведущего мусульманского священнослужителя Ходжи Акбара Тураджонзода, все еще остается недоступным.

В июле массированная военная операция по ликвидации группы вооруженных людей во главе с бывшим полевым командиром привела к уличным боям, и, в конечном итоге, к шаткому перемирию в Хороге, главном городе ГБАО. (См. таджикские повстанцы сложили оружие в Бадахшане.) Правительство столкнулось с обвинениями, переданными в СМИ, что операция была чрезмерной, подвергла без особой необходимости опасности гражданских лиц, и, возможно, была спланирована заранее, а не как реакция на события, произошедшие в этой области.

Что касается тех новостных сайтов, которые были заблокированы ранее, общая тематика их, кажется,  сводилась к критике в адрес президента Эмомали Рахмона и членов его семьи.

Активисты утверждают, что препоны в интернете активизировались во время беспорядков в  Бадахшане, и, вероятно, ситуация продолжит ухудшаться из-за  предстоящих в следующем году президентских выборов в Таджикистане.

Правозащитные Медиа-группы, участвующие в кампании теперь намерены просить Конституционный суд Таджикистана изучить вопрос,  насколько законными являются действия правительства.

Кампания "100 дней за свободу таджикского интернета" не распространяется на 12 экстремистских  и аналогичных сайтов, которые подлежат запрету по решению Верховного Суда.

Медиа-эксперты говорят, что из-за непринужденности и доступности онлайн-новостей, Интернет рассматривается,  как большая угроза для правительства, чем печать или другие СМИ.

Нуриддин Каршибоев, председатель Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ), один из организаторов кампании, сказал IWPR, что власти опасались интернет-СМИ просто потому, что они предложили альтернативные источники новостей.

"Они хотят, чтобы все в один голос говорили, что все хорошо,  у нас нет никаких проблем, и что мы продвигаемся вперед", сказал он.

В то время как Каршибоев указал на критику президента и его семьи и правительства, в целом, как обычный триггер для того, чтобы сайт был заблокирован, исполнительный директор информагентства «Азия-Плюс»  Зебо Таджибаева сказала, что  неприятности ее агентства начались с освещения летних событий в Бадахшане.

Хотя чиновники обвиняют Азия-Плюс в односторонней подаче конфликта, Таджибаева сказала, что их журналисты приложили максимум усилий для того, чтобы получить комментарии от членов правительства.

"Нам ничего не хотели  комментировать или предоставлять информацию", сказала она. "То, что нам действительно удавалось получить, было как раз таки из неофициальных источников, ссылались на боевиков,  местных жителей и неформальных лидеров».

Таджибаева сказала, что «Азия-Плюс» из-за нарушения работы сайта потеряла  как минимум 20.000 долларов США доходов, в том числе и от рекламодателей. Хотя доступ к сайту Азия-Плюс был восстановлен в сентябре, менеджеры настаивают на официальных объяснениях, как от Службы связи, так и от веб-провайдера.

В сентябре начальник государственной Службы связи Бег Зухуров отказался от заказа на блокировку сайта Азия-плюс, и обвинил в том  провайдерские компании. Он настаивал на том, Азии-Плюс не было в списке сайтов, публикующих отрицательную или клеветническую информацию о чиновниках Таджикистана.

Другое агентство, «TojNews», начало испытывать проблемы в сентябре. Саймуддин Дустов, возглавляющий  «Индем»,  организацию, которая создала «Tojnews» пять лет назад, говорит, что его сайт был заблокирован 11 раз за все время своего существования.

«В этом году мы запустили первый в стране форум без права модерации, и это конечно сыграло роль в блокировке сайта».

Тураджонзода, личный сайт которого был заблокирован с мая 2011года, предсказал, что давление на СМИ возрастет, поскольку приближаются выборы следующего года, хотя он подверг сомнению, почему власти волнуются, ведь по его мнению, президент Рахмон несомненно выиграет следующий срок своих полномочий.

“ Может быть [власти] боятся комментариев и мнений, не соответствующих их мнению», - сказал он.

IWPR неоднократно связывался с государственной Службой связи для получения их комментариев по сложившемуся положению, однако безуспешно. Ответы были получены от одного сотрудника, обещающего подыскать кого-то для интервью, но так и не сделавшего это. В другой раз чиновник посчитал, что вопрос не имел никакого отношения к их ведомству, либо трубки телефонов не поднимались.

Однако заместитель директора Центра Стратегических Исследований при администрации президента оправдывал действия властей по блокировке определенных сайтов.

“Полностью закрывать сайты и отключать интернет невозможно, но на короткое время это необходимо делать ради обеспечения безопасности», - сказал Сайфулло Сафаров, добавляя, что менее осведомленные представители общественности склонны запаниковать или могут быть введены в заблуждение определенными видами информации.

Между тем, некоторые Интернет-провайдеры отказались говорить об их роли в блокировании сайтов.

Председатель Ассоциации интернет и сервис провайдеров Таджикистана  Асомиддин Атоев, подтвердил, что инструкции заблокировать сайты прибыли из государственных органов без сопровождающего постановления суда. Он также считает, что когда некоторые компании объясняли причины блокировки сайтов проведением технических и профилактических работ,  это было не совсем верно.

Адвокат ассоциации, Парвина Ибодова, добавила, что в стране не существует законодательства, которое конкретно прописывало бы процедуры закрытия доступа к определенным сайтам в интернете, поэтому трудно утверждать, что кто-то нарушил закон.

Она сказала, что компании провайдеров, вероятно, чувствовали себя связанными пунктами, прописанными в их лицензионных соглашениях, позволяющих государственному регулятивному органу просить их о закрытии веб-сайтов.

“Но всё должно проходить по всем юридическим нормам, пройдя все надлежащие процедуры,” - добавила она.

Зарина Эргашева  -  журналистка, прошедшая тренинги IWPR в Таджикистане.

Если Вы хотели бы прокомментировать или задать вопрос об этой истории, пожалуйста, свяжитесь с нашей редакционной командой в Средней Азии: feedback.ca@iwpr.net.

Tajikistan
Media
Support our journalists