Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

Азербайджанская оппозиционная пресса обвиняется в клевете

Давление возобновилось перед предстоящими ключевыми выборами.
By Seymur Kazimov
  • Главный редактор газеты Азадлыг Рахим Гаджиев. (Фото: Натик Адилов)
    Главный редактор газеты Азадлыг Рахим Гаджиев. (Фото: Натик Адилов)

Азербайджанские правозащитники и журналисты предупреждают о том, что в связи с подготовкой властей к президентским выборам, назначенным на конец этого года, на СМИ уже начали оказывать давление.

Периодические издания подвергаются косвенному давлению. В прошлом году поводом для этого стали неуплаченные коммунальные и типографские услуги - смотрите Азербайджанская оппозиционная газета под угрозой закрытия – а сейчас - иски по обвинению в клевете, выдвигаемые против ряда изданий, выступающих с критикой правительства.

Газетам «Азадлыг» и «Ени Мусават», издаваемым оппозиционными партиями Народный Фронт и Мусават соответственно, предъявлены огромные штрафы, которые, по словам владельцев, могут привести к их закрытию.

В прошедшем месяце на газету Азадлыг был наложен судебный штраф размером в 62,000 манатов (около77,000 долларов США). Если штраф не будет выплачен до апреля, то банковские счета газеты могут быть заморожены.

«Наши статьи, в которых содержится критика правительства, читают 50,000 интернет-пользователей. Безусловно, что это вызывает обеспокоенность властей»,- сказал главный редактор «Азадлыг» Рахим Гаджиев.

Сумма штрафа - компенсация за моральный ущерб, требуемая по двум судебным искам. Один из них подан руководителем Бакинского метрополитена после того как в газете была опубликована статья о том, что его сотрудники берут с пассажиров за проезд 20 гяпиков, вместо положенных пятнадцати (100 гяпиков - 1 манат). Суд определил размер компенсации морального вреда в 30,000 манатов.

Второй иск против «Азадлыг» был подан директором столичного торгового центра Бина, после публикации статьи о недовольстве торговцев высокой арендной платой на торговые площади. (О протестах сотрудников торгового центра Бина смотрите - Азербайджан: недовольство местных жителей переросло в акции протеста). Владелец выиграл дело и газета должна выплатить ему 30,000 манатов, а автор статьи еще 2,000.

Гаджиев сказал, что это лишь последняя из целого ряда попыток прекратить существование газеты.

«Сначала у нас в редакции незаконно отключили подачу газа, потом арестовали главного редактора, который занимал этот пост на протяжении многих лет, наших сотрудников грабят и избивают. Несмотря на то, что подобные вещи происходят на протяжении долгого времени, преступников никогда не находили и не наказывали», - сказал он IWPR.

«Помимо этого, государственная компания по распространению печати Гасид не может вернуть нам долг в 30,000 манатов. Недавно она пообещала выплатить его в конце февраля сейчас уже март, но мы еще ничего не получили. Из-за этого мы оказались должны издательству Азербайджан, у которого мы арендуем офис. А сейчас еще и эти штрафы».

По мнению председателя объединения журналистов Новое поколение Ариф Алиева, эти события напрямую связаны с намерением президента Ильхама Алиева принять участие в выборах, которые состоятся в этом году.

«В 2012 году должны быть выборы и ситуация вновь обострится. С начала года правительство пытается установить контроль над электронной медиа, а ‘Азадлыг’ – самая крупная цель среди печатных СМИ», - сказал он.

По искам, поданным сыном министра транспорта Анаром Мамедовым, министром по чрезвычайным ситуациям Камалладином Гейдаровым и дядей президента Джалалем Алиевым, «Ени Мусават» предъявлен судебный штраф размером в 56,000 манатов.

По словам главного редактора газеты Рауфа Арифоглу, на рассмотрении суда находится исковое заявление, поданное шестью военными генералами, которые за возмещения морального вреда требуют компенсации в размере 450,000 манатов.

Слушания по еще одному дела начались 21 февраля. Иск был подан Baku Steel Company, которая в качестве компенсации морального вреда, требует от «Ени Мусават» выплаты одного миллиона манатов.

«В 2012 газета была оштрафована на 2.95 миллионов манатов. Все эти судебные дела направлены на закрытие газеты»,- сказал Арифоглу.

По последней оценке свободы прессы в мире, сделанной международной наблюдательной организацией Репортеры без границ (РБГ), Азербайджан занял 156 место среди 179 стран. Это немногим лучше прошлогоднего 162 места, но по мнению РПГ недавние обвинения в клевете приведут к ухудшению ситуации.

«Очевидно, что завышение сумм компенсации морального вреда, предъявляемых ‘Азадлыг’, имеет политическую подоплеку, и вопрос ее выживания стоит острее, чем когда-либо … Они прямо противоречат международным соглашениям, ратифицированным Азербайджаном и постановлениям Европейского Суда по Правам Человека»,- говорится в заявлении РПБ, сделанном после завершения последних судебных слушаний. «Поскольку большая часть СМИ в стране уже контролируется, закрытие ‘Азадлыг’ будет иметь крайне серьезные последствия».

«Международное сообщество должно объяснить правительству, что подавление инакомыслия в преддверии октябрьских выборов 2013 года, является неприемлемым».

Главный редактор парламентской газеты Азербайджан Бахтияр Садыков, не согласен с оценкой РБГ и утверждает, что ситуация со свободой слова в Азербайджане лучше, чем во многих других странах.

«Пресса в нашей стране является свободной. Само правительство способствует развитию наших демократических основ и гражданского общества,- сказал он. – Поэтому мы не согласны с этими оценками международных организаций, которые пытаются оказать воздействие на Азербайджан. Не стоит воспринимать такие оценки всерьез».


Сеймур Кязимов, независимый журналист в Азербайджане.

As coronavirus sweeps the globe, IWPR’s network of local reporters, activists and analysts are examining the economic, social and political impact of this era-defining pandemic.

VIEW FOCUS PAGE >