Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

В КАЗАХСТАНЕ ПОЯВИЛАСЬ ФАЛЬШИВАЯ ГАЗЕТА

В Казахстане вышел фальшивый номер оппозиционной газеты, ничем не отличающийся от подлинника, кроме содержания.
By IWPR Central Asia

По мнению оппозиции, власти пытаются посеять раздор в ее рядах и дискредитировать ее лидеров в преддверии парламентских выборов. Об этом свидетельствует появившийся на днях фальшивый номер оппозиционной газеты.

В среду 2 июня в газетных киосках Алматы появился некий "специальный" выпуск еженедельной газеты "Ассанди-таймс", которая обычно выходит по пятницам. В ее статьях лидеры оппозиции поливают друг друга грязью.

Отдельная статья посвящена нашумевшей истории с коррупцией в казахстанском правительстве, получившей название "Казахгейт". В ней утверждается, что судебный процесс против бывшего советника казахстанских властей Джеймса Гиффена сфабрикован на основе информации, предоставленной оппонентами Назарбаева.

Гиффена обвиняют в даче крупных взяток казахстанским чиновникам в обмен на выгодные для западных нефтяных компаний контракты. Эти обвинения он отрицает.

Поддельный номер оппозиционной газеты невозможно отличить от подлинника. Статьи в "фальшивке" подписаны именами настоящих сотрудников, но редакция "Ассанди-таймс" не имеет отношения к этому выпуску газеты.

На следующий день после выхода газеты политсовет партии "Демократический выбор Казахстана" (ДВК), который поддерживает настоящую "Ассанди-таймс", распространил заявление о том, что "спецвыпуск" и все материалы в нем - фальшивка от начала до конца.

В статье о "Казахгейте", в частности, утверждается, что дело против Гиффена в американском суде будто бы сфабриковано бывшим (1994-1997), но опальным премьером Казахстана Акежаном Кажегельдиным, являющимся лидером оппозиции в изгнании.

Ирония ситуации заключается в том, что именно "Ассанди-таймс" - одно из немногих изданий, открыто информировавших общественность о деле "Казахгейт", а власть всегда крайне болезненно реагировала на эту информацию.

"Мы расцениваем выпуск фальшивки как провокацию, направленную против партии и ее лидера Галымжана Жакиянова, а также против других признанных общественных деятелей, представляющих политическую оппозицию существующему режиму", - говорится в заявлении ДВК.

Депутат от ДВК Зауреш Баталова утверждает, что, кто бы ни стоял за поддельным номером газеты, целью "фальшивогазетчика" было - поссорить ее партию с "Ак жол".

"Изюминкой" фальшивого номера газеты стало открытое письмо лидера ДВК Галымжана Жакиянова из застенков Кушмурунской тюрьмы, где он пребывает с 2002 года по обвинению в финансовых злоупотреблениях в бытность губернатором Павлодарской области. Сторонники Жакиянова всегда считали, что обвинения против их лидера сфабрикованы в наказание за его оппозиционную деятельность. Другой лидер ДВК - Мухтар Аблязов - также получил срок по аналогичному обвинению, однако был затем освобожден.

"Мухтар Аблязов - за границей, я - в Кушмуруне, а истинные организаторы этой игры вышли на авансцену политической борьбы, вырядившись в костюмы демократов и либералов", - говорится в статьей, подписанной именем Жакиянова, которая подвергает критике активистов ДВК и партии "Ак жол".

Движение ДВК создано в 2001 г. группой молодых предпринимателей, представляющей бизнес-элиту Казахстана. В качестве политической партии оно зарегистрировано в мае этого года. Как и другие оппозиционные партии - "Ак жол" и КПК - ДВК планирует выставить своих кандидатов на предстоящих этой осенью парламентских выборах. Партия "Ак жол" создана группой бывших членов ДВК, отколовшихся, чтобы сформировать более умеренное движение.

Политические деятели, названные - и оклеветанные - в подложном выпуске "Ассанди-таймс", знают о том, что все это - фальшь и провокация, но при этом, по словам Баталовой, газета все равно оставляет неприятное ощущение. "Создатели этой фальшивки достигли своего - доставили неприятность "Ак жол", - сказала она.

Как и другие критики режима, директор Международного бюро по правам человека и законности Евгений Жовтис не сомневается, что за фальшивым клоном "Ассанди-таймс" стоит власть. "Это - ответ власти на политическую активность оппозиции. Автором фальшивки являются либо пропрезидентские партии, либо сама власть в лице спецслужб или аффилированных с ними структур. Цель - посеять сомнение в умах избирателей накануне выборов", - сказал он.

Советник президента Назарбаева Ермухамет Ертысбаев заявил IWPR, что правительство и, в частности, президентская администрация не имеют ни малейшего отношения к фальшивой "Ассанди-таймс".

Ранее в одном из своих интервью Ертысбаев назвал поддельную газету "грязной фальшивкой" и пообещал проинформировать президента. "Я позвоню председателю КНБ и главам других правоохранительных органов. Наш долг - найти организаторов и исполнителей этой акции".

Некоторые журналисты отмечают, что подобный вид "серой пропаганды" используется против оппозиционной прессы не впервые.

Журналист Интернет-газеты "Навигатор" Асхат Шарипжанов вспоминает случай с оппозиционной газетой "451 градус по Фаренгейту", издававшейся в начале 90-х. В прошлом году - накануне выборов в местные органы власти - она внезапно возродилась в Интернете - и оказалась фальшивкой.

Заведующий аналитическим отделом Центра коммуникативных технологий "Репутация" Николай Кузьмин считает, что, если авторам фальшивки и не удастся таким образом посеять раздор в стане противников нынешнего режима, то пропасть между властью и оппозицией уж точно увеличится.

"Подобные провокации убивают доверие, усиливают взаимную подозрительность и обвинения", - сказал он.

Тумар Галымов - псевдоним независимого журналиста из Алматы.