Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

ТЕЛЕЗРИТЕЛИ БИШКЕКА ЧУТЬ БЫЛО НЕ ЛИШИЛИСЬ ЛЮБИМОГО КАНАЛА

Технические или политические причины были виной тому, что главный независимый телеканал страны прекратил вещание?
By Leila Saralaeva

Больше месяца телезрители Бишкека были лишены возможности смотреть программы ТРК "Пирамида", которую закрыли "по чисто техническим причинам". Но по версии, обозревателей, без политики здесь не обошлось.


27 апреля телеканал, наконец, возобновил вещание. Это случилось через день после того, как международный финансист и филантроп Джордж Сорос лично встретился с Президентом Акаевым, который пообещал помочь "Пирамиде" снова выйти в эфир в обычном режиме.


17 марта 2004 года телевизоры большинства жителей Бишкека и Чуйской области перестали принимать сигнал телеканала. Официальной версией прекращения вещания "Пирамиды" на метровом диапазоне стали технические неполадки - сгорел так называемый "мост сложения".


24 марта, когда авария была устранена, руководство телеканала получило от Национального агентства связи официальное уведомление о том, что телевышка и антенно-фидерное устройство, обеспечивавшие вещание не только "Пирамиды", но и других телеканалов, находятся в аварийном состоянии, и вещание не может быть восстановлено.


Генеральный директор Республиканского производственного объединения радиорелейного телевидения и радиовещания (РПО РТР) Кубанычбек Бегалиев так объяснил ситуацию IWPR: "Здесь проблема чисто технического характера. Оборудование работает с 1950-го года, антенно-фидерный тракт старый. Он сделан из железа, он ржавеет. Весь свинец со стороны солнца испарился, кабель весь поврежден".


Он также заявил, что если в таком виде вновь подключить "Пирамиду" к эфиру, то ухудшится качество вещания и у "Пирамиды", и у проправительственного телеканала "КООРТ". Более того, авария может вскоре повториться.


Тогда "Пирамида" попробовала в ограниченном объеме выйти в эфир на другой частоте, но для большей части телезрителей сигнал оказался недоступен.


"Мы несем колоссальные убытки, теряем наших рекламодателей и уже практически потеряли телезрителей, - сказал генеральный директор "Пирамиды" Андрей Цветков. - Коллектив телеканала численностью в 100 человек отправлен в неоплачиваемый отпуск. В редакции работают только 23 человека, которые согласились трудиться бесплатно".


Пока не ясно, какого рода ремонтные работы требовались для того, чтобы восстановить вещание.


Сотрудники телеканала не склонны видеть в произошедшем политическую подоплеку. Ведущий ток-шоу "Наше время" Александр Кулинский опроверг предположение о том, отключение "Пирамиды" стало ответом властей на последний выпуск телепрограммы, где, звучала острая критика в адрес режима. На круглом столе, проведенном недавно IWPR, Кулинский заявил, что многие предыдущие выпуски программы содержали гораздо более острую критику.


Но, по мнению главного редактора "Пирамиды" Элины Чернявской, - "Технической поломкой воспользовались люди, близкие к президенту".


21 апреля неправительственные организации распространили заявление, обвинив руководство страны в "нарушении прав миллионов кыргызстанцев на беспристрастную, независимую информацию, а также в попытках насаждения в стране однобокой информации в духе времен застоя советской власти, когда государство пыталось зомбировать население".


В тот же день ситуацию вокруг телеканала обсуждали на парламентском комитете по делам общественных объединений и информационной политике. Депутаты приняли решение создать собственную независимую комиссию для изучения истинных причин приостановления эфира "Пирамиды".


По мнению председателя комитета Кабая Карабекова, вовсе не удивительно, что за прекращением вещания телеканала многие склонны усматривать причины политического характера.


"Здесь явно видна политическая подоплека, - говорит депутат Николай Байло. - Цель - создать перед выборами информационный вакуум. "Пирамида" - единственный телеканал, который давал достоверную информацию и предоставлял оппозиции возможность высказаться, в то время, как остальные телеканалы озвучивают исключительно правительственную позицию".


Главный редактор отдела политики оппозиционной газеты "МСН" Рина Приживойт высказывает версию, что телеканал сознательно поставили в такие условия, чтобы "вытолкнуть из информационного поля заранее, до начала выборов" или быть более лояльными к власти.


"В предвыборный период телекомпания, пользующаяся популярностью, может отлично послужить интересам власти, пропагандируя одних кандидатов и дискредитируя других",- считает Приживойт.


Глава пресс-службы президента Досали Эсеналиев отрицает какую-либо вину государственных структур в произошедшем. "Могу однозначно заявить, что никаких указаний на этот счет "сверху" не поступало и не могло поступить. Это была чисто техническая проблема", - сказал он.


Международные организации, однако, всерьез обеспокоены ситуацией с независимым телеканалом. Представитель миссии ОБСЕ в Бишкеке Питер Фельх заявил: "Не исключено, что республика в канун выборов может остаться без независимого телевидения, и такая перспектива не может не беспокоить ОБСЕ".


Лейла Саралаева, независимый бишкекский журналист