Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

НЕОБЪЕКТИВНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ СМИ КЫРГЫЗСТАНА НЕДАВНЕГО ПОЛИТИЧЕСКОГО СКАНДАЛА ВЫЗВАЛО ВОЛНУ ВОЗМУЩЕНИЯ

Оппозиция утверждает: судя по тому, как государственное телевидение освещало недавнюю политическую провокацию, остается мало сомнений в том, что со времен Акаева ничего не изменилось.
By IWPR Central Asia
Освещение государственным телевидением скандала с подбросом наркотиков в багаж одного из лидеров оппозиции - Омурбека Текебаева вызвало резкую критику – как со стороны многих депутатов парламента, так и со стороны гражданских активистов. Что стало поводом для возобновления требования вывести канал из-под государственного контроля.

Бывший спикер парламента Текебаев, не так давно ушедший в отставку из-за публично испорченных отношений с президентом Бакиевым, был взят под стражу 6 сентября в Польше после того, как пограничники обнаружили в его багаже героин. Однако вскоре варшавский суд снял с кыргызского парламентария все обвинения.

Когда в парламент попал документ, в котором говорилось, что заместитель председателя Службы национальной безопасности (СНБ), он же - родной брат президента Жаныш Бакиев, лично отдал указание подбросить наркотик, Курманбеку Бакиеву пришлось отправить его в отставку.

Не удивительно, что инцидент вызвал целый шквал конфликтов в Кыргызстане; его широко обсуждали как в парламенте, так и среди простого населения; было высказано множество предположений относительно того, кто стоит за провокацией и причастно ли к ней правительство.

Однако, по словам критиков кыргызского правительства, все это оживленное обсуждение так и не получило должного отражения в эфире Государственной телерадиокорпорации, которая разместила передачу самого важного парламентского слушания в ночном эфире на своем канале КТР.

Депутат Мелис Эшимканов заявил о том, что освещение проблемы каналом КТР было по меньшей мере необъективным, и однозначно канал - на стороне власти и семьи президента Бакиева. В эфир ставились программы, выражающие поддержку Жанышу Бакиеву, а информация о Текебаеве была подана в негативном ключе, сказал Эшимканов.

Другой депутат, Каныбек Иманалиев, обвинил КТР в «ведении агрессивной кампании, направленной против членов парламента».

«Недавно я видел программу, в которой люди говорили, что депутата Дооронбека Садырбаева нужно убить, [бывшего генерального прокурора] Азимбека Бекназарова нужно посадить, и что Текебаев сам организовал против себя провокацию», - говорит Иманалиев.

КТР традиционно являлся «голосом» правящего режима в Кыргызстане, и во времена правления бывшего президента Аскара Акаева использовался как идеологическое оружие против оппозиции.

Надежды на перемены появились после мартовской революции 2005 года, когда оппозиция, свергнув Акаева, привела Бакиева к власти.

Новый президент пообещал превратить государственного вещателя в общественного, что сделало бы его похожим на западные СМИ, которые получают бюджетное финансирование, но при этом управляются независимо и не подвергаются политическому влиянию.

Однако пока мало что изменилось. 6 сентября Бакиев отклонил одобренный парламентом законопроект, в котором был оговорен план создания обществнного радио и телевидения, с наблюдательным советом, члены которого будут назначаться президентом, парламентом и гржданским обществом в равном количестве.

Президент наложил вето на законопроект, мотивируя свое решение тем, что его реализация требует основательных затрат из госбюджета, на покрытие которых попросту нет средств. Но его решение вызвало жесткую критику и обвинения в невыполнении обещаний, данных им во время избирательной кампании.

«Это, в свою очередь, создаст препятствия для развития медиа-сектора», - говорит Эльвира Сариева, директор Интерньюс – объединения, занимающегося развитием медиа.

Садырбаев предположил, что Бакиев отклонил законопроект, исходя не только из соображений финансовых затрат, но и потому, что ему нравится контролировать государственное телевидение. «Если КТР преобразуется в общественное телевидение, то власть лишится самого большого рычага влияния через телевидение, которым сегодня является КТР», - говорит Садырбаев.

Бакиев, в свою очередь, отрицает обвинения в том, что КТР является «голосом» правительства, заявив 13 сентября на заседании парламента, что на канале произошли значительные изменения.

«С этой целью руководителем туда и был назначен Кыяс Молдокасымов, который до этого возглавлял кыргызскую редакцию радио “Свобода”», - сказал он.

Сам Молдокасымов так же настаивает на том, что «сейчас государственный телеканал не является личным телевидением семьи, как при экс-президенте А. Акаеве, а служит народу».

Он также отрицает обвинения в пристрастном освещении инцидента с Текебаевым. «Наш эфир нельзя назвать односторонним, - говорит он. - Инцидент с Текебаевым был освещен объективно. Канал показал различные точки зрения относительно случившегося. Заявлений в пользу Текебаева было больше [чем против него], также как была и критика в адрес правительства».

По словам Молдокасымова, членам оппозиции всегда предоставят возможность появиться в эфире КТР, если они этого захотят.

«Сейчас многие по старой инерции продолжают критиковать госканал, хотя мы уже давно практикуем освещение двусторонних мнений по любому вопросу», - добавил он.

Глава пресс-службы президента Досалы Есеналиев, который работал на этом же посту и во времена президента Акаева, придерживается схожего мнения. Он заявил, что его служба больше не указывает КТР, как и какие события освещать, что было повсеместной практикой при прежнем режиме.

Заместитель Молдокасымова Бейшенбек Бекешев как раз озабочен идеей создания наблюдательного органа, который будет следить за работой общественного телевидения и радио.

«Госканал принадлежит народу, государству, поэтому им должен руководить тот, кто имеет право говорить от имени народа, а это - президент и парламент», - сказал он.

Государственный секретарь Кыргызстана Адахан Мадумаров считает, что наличие государственного канала в стране - вещь совсем не плохая. «Сейчас в республике есть независимые телекомпании на любой вкус. При таких условиях мы не должны потерять государственный канал», - говорит Мадумаров.

В прошлом году государственный канал «Ош-3000», вещающий на юге Кыргызстана, стал общественным, однако критики считают, что изменения в управлении каналом – всего лишь иллюзия, поскольку члены наблюдательного совета, контролирующего содержание программ, назначаются президентом.

Бывший главный редактор государственной газеты «Кыргыз Туусу» Бакыт Орунбеков видит руку правительства в том, как сложились последние события.

«Это еще раз говорит о том, что власть не заинтересована в реформировании не только госканала, но и подведомственных ему печатных СМИ», - сказал он.

Азиза Турдуева, корреспондент радио «Азаттык», Кыргызской службы Радио «Свобода», Бишкек.