Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

КЫРГЫЗСТАН: ВЫБОРЫ И СМИ

В преддверии решающих для страны выборов 2005 г. государство усиливает наступление на свободу слова.
By IWPR Central Asia

Кыргызстан готовится к большим переменам, которые ожидают страну в 2005 году. Предстоят судьбоносные события - выборы парламента и президента, и ключевую роль в этих событиях будут играть СМИ.


Гражданский сектор республики, ориентированный на демократические ценности, прилагает все усилия для реального утверждения принципов свободы слова и печати.


Административный сектор, ориентированный на авторитарные ценности, стремится ограничить эти принципы и достиг на этом поприще заметных успехов.


Продолжается противостояние между государственными и негосударственными СМИ.


Идет война газет, которая не прекратится до тех пор, пока в стране существует "крепостное право" на СМИ, пока у государственных структур есть право держать журналистов в качестве обслуживающего персонала при государственном аппарате, и, наконец, пока глава государства вправе единолично назначать и снимать и руководителя телерадиокорпорации, и редакторов газет.


В республике наиболее влиятельными из электронных СМИ являются сегодня три телеканала, работающие в метровом диапазоне - КТР (Кыргызская телерадиовещательная корпорация), КООРТ (Кыргызское общественное образовательное радио и телевидение) и "Пирамида-ТВ". Все остальные телеканалы вещают в дециметровом диапазоне, что ограничивает их зону охвата пределами одного города.


Самый масштабный охват аудитории (практически 90% населения республики) имеет канал КТР, принадлежащий государству и полностью подконтрольный президенту Кыргызстана (только он может назначать и снимать здесь руководство, изменять название, уменьшать и увеличивать бюджет, давать и отнимать здания). Этот мощнейший рычаг агитации и пропаганды находится в руках главы государства.


КООРТ входит в структуру медиа-холдинга, принадлежащего бизнесмену Адилю Тойгонбаеву, зятю Президента Аскара Акаева. Рамки творчества на этом телеканале строго ограничены: ничего "лишнего". Зона охвата аудитории - Бишкек и три области республики.


C 2004 года холдинг "Ареопаг" владеет контрольным пакетом акций "Пирамиды-ТВ" и, по мнению обозревателей, телекомпания в связи с этим окончательно потеряла свою независимость. Ожидается, что на этом канале произойдет смена формата и содержания общественно-политических программ с переориентацией на обслуживание нужд бюрократических структур. Зона охвата - Бишкек, Ош и Чуйская область.


Процесс возникновения новых электронных СМИ приостановлен регулирующим органом. В 2001 г. Госкомиссия по радиочастотам приняла решение о выделении радиочастот на конкурсной основе. Затем три года ушло на разработку Положения о порядке проведения конкурса. В 2004 г. Госкомиссия приняла другое решение - о выделении радиочастот не через конкурс, а через аукцион. Очевидно, еще три года понадобится на выработку Положения о порядке проведения аукциона.


А тем временем, заявки на получение радиочастот лежат без движения. У действующих телерадиокомпаний уже истек срок действия лицензий. Сейчас им продлевают лицензии на 3 месяца. В законе "О лицензировании" установлен минимальный срок действия лицензии - не менее 2 лет. Но в Кыргызстане грядут выборы, поэтому установлен лимит в 3 месяца, который позволит в период проведения парламентских и президентских выборов держать телевидение и радио на коротком поводке.


В итоге получается, что в республике уже не осталось ни одного влиятельного телеканала, вещающего независимо и в свободной форме, освещающего реальную картину жизни общества и отстаивающего принципы свободы информации. И вряд ли такие каналы появятся до конца 2005 года.


Это означает, что в год выборов парламента и президента главные телеканалы республики будут работать в ангажированном режиме, не выходя за рамки предписаний верховной власти.


Что касается печатных СМИ, то здесь нет системы аукционов и лицензий. Здесь роль ограничителей играют судебные иски представителей власти, которые в независимых от главы государства газетах быстро находят "состав оскорбления" их чести и достоинства.


А зависимые от главы государства судьи (они, как и редакторы газет, назначаются и снимаются напрямую президентом) незамедлительно удовлетворяют притязания "верноподданных" истцов.


В отличие от телеканалов, негосударственные газеты могут обеспечивать полное и объективное отражение жизни общества; им по силам отстаивать свободу мысли и слова. По мере возможностей они это и делают, ведя постоянную борьбу с государственными изданиями.


В год выборов главным рупором демократии будут именно негосударственные газеты - "МСН", "Лица", "Республика", "Трибуна", "Демократ", "???? ?...", "Агым", "Аалам" и другие. Есть целый ряд закаленных в битвах печатных изданий.


Наличие действующей американской типографии, где сегодня печатается большинство из них, дает дополнительную гарантию стабильности их деятельности.


На территории республики действуют и зарубежные СМИ. Здесь со всей очевидностью и во всенародном масштабе доминирует радио "Азаттык" (кыргызская служба радио "Свобода"), которая ежедневно вещает из Праги. Именно эта радиостанция играет выдающуюся роль в экстремальных ситуациях, с профессиональной оперативностью и достоверностью освещая трагические факты и их последствия. Это было отчетливо продемонстрировано в период "аксыйских событий", когда милиция открыла огонь на поражение по мирным демонстрантам. Работа этого радио была настолько эффективной и болезненной для власти, что руководство страны обвинило "Азаттык" в "информационном терроризме" против Кыргызстана.


На территории республики вещает ВВС. Заметную роль на информационном пространстве играет и IWPR (британский Институт по освещению войны и мира).


Среди читателей популярна газета "Комсомольская правда". Имеют спрос "Московский комсомолец", "Аргументы и факты" и "Российская газета". Эти российские периодические издания выходят со специальными приложениями, освещающими жизнь республики.


Но в период выборов парламента и президента деятельность зарубежных СМИ на территории Кыргызстана будет ограничена Кодексом "О выборах", в который в 2004 г. внесено положение (статья 30, пункт 7), запрещающее проведение предвыборной агитации в зарубежных СМИ, распространяемых на территории Кыргызской Республики.


Очевидно, что такой запрет инициирован верховной властью с целью парализовать работу независимых журналистов в период выборов.


Корреспондент радио "Азаттык" Бубукан Досалиева сказала так: "Представители ЦИК постоянно обвиняют нас в необъективности, хотя наши журналисты лишь констатируют факты. Теперь ЦИК добился, чтобы наши возможности в освещении выборов были ограничены".


Естественно, эти "ограничения" никто уже снимать не будет. В Кодексе "О выборах" есть и еще одна запретительная норма. Пунктом 3 ст. 31 установлено, что "с момента регистрации кандидатов опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается".


Тщетными оказались все усилия демократической общественности, направленные на то, чтобы убрать из Кодекса этот позорный пункт. Контролировать выполнение положений Кодекса будет Центризбирком, где формируются специальные рабочие группы, призванные "контролировать" свободу слова и печати в период выборов.


Суть ситуации с этими ограничениями и запретами точно выразил популярный ведущий телеканала "Пирамида" Александр Кулинский: "Статьи Кодекса будут трактоваться так, как это выгодно ЦИКу. Я не уверен, что эти документы будут исполнять представители правительственных или проправительственных СМИ. Их не тронут, даже если они будут нарушать закон. Зато с независимыми СМИ расправятся легко и быстро, как только мы допустим малейшую оплошность".


Он совершенно прав. Именно так и произошло на предыдущих парламентских и президентских выборах в феврале и октябре 2000 г. Прошлый опыт наглядно показывает, что все запретные нормы создаются исключительно с целью "обуздания" независимых журналистов.


Этот ценный опыт, несомненно, пригодится власти во время предстоящих выборов 2005 года.


Кубан Мамбеталиев, председатель общественного объединения "Журналисты"