Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

КЫРГЫЗСТАН: НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА ПОД УГРОЗОЙ ЗАКРЫТИЯ

Известная независимая газета «Моя столица - новости» лишилась всего своего имущества по решению суда, продиктованного, как считают многие, политическими мотивами.
By IWPR Central Asia

22 мая власти арестовали весь 15-тысячный тираж независимой кыргызстанской газеты «Моя столица-новости».


26 мая судебные исполнители Ленинского районного суда города Бишкека наложили арест на все имущество, денежные средства и материалы газеты. Теперь «Моя столица-новости» публикуется только в Интернете на своем сайте http://www.msn.kg.


Арест произведен на основании решения суда о взыскании с издания крупной денежной суммы в пользу ряда граждан, в том числе - высокопоставленных чиновников и крупных компаний – по искам о клевете и оскорблении чести и достоинства.


За полтора года существования газеты против нее было подано 37 исков. Редактор политического отдела газеты Рина Приживойт сообщила IWPR, что в судах первой инстанции на сегодняшний день завершены дела по 28 искам. В общей сложности истцы требовали с редакции почти 98 миллионов сомов ($2,273,000), в том числе с журналистов – 27,910,000 сомов ($665,000). Рассмотрев апелляции, городской суд присудил редакции штрафов на общую сумму 3,000,666 сомов ($71,000), а журналистам - почти 100,000 сомов ($2,380).


Получается, что, либо «Моя столица» только и делает, что на всех клевещет, либо у нее много влиятельных врагов. Второе представляется более вероятным.


Газета «Моя столица – новости» была создана в конце 2001 года группой журналистов, оставивших популярную ежедневную газету «Вечерний Бишкек» после того, как в 1999 году ее прибрало к рукам государство. Очень скоро «Моя столица» заработала репутацию одного из немногих изданий, выступающих с критикой в адрес правительства. Особый акцент газета делала на коррупции в высших эшелонах власти, а это, как известно, очень больной вопрос для власти. В результате «Моя столица» нажила многочисленных врагов.


После публикации ряда разоблачительных материалов о государственных чиновниках и родственниках президента Аскара Акаева с 18 января по 4 мая 2002 года «Моя столица» не выходила в связи с отказом государственного издательства «Учкун» печатать ее тираж. Публикации возобновилась лишь благодаря мощному нажиму со стороны местных и международных правозащитных организаций.


Дальше – больше. В январе 2003 г. журналистка газеты Александра Черных была избита неизвестными. «Это нападение – очередная провокация властей против честной, независимой прессы», - констатировало руководство правозащитной организации «Human Rights Watch».


16 января 2003 года Ленинский районный суд вынес решение о взыскании с «Моей столицы» суммы в размере 500 тысяч сомов ($12,000) в пользу премьера Николая Танаева. Премьер «обиделся» на статью, где высказывалось предположение, что он инициировал постановление правительства о расширении полномочий милиции по разгону несанкционированных митингов. Международная федерация журналистов осудила решение суда, охарактеризовав его как «акт судебного произвола».


По решению суда от 22 января были арестованы все счета и имущество «Моей столицы». Тем не менее, газета продолжала выходить по контракту, заключенному с другим независимым изданием - «Адвокат».


С юридической точки зрения арест 26 мая имущества и активов газеты произведен с целью взыскания суммы, присужденной по иску премьера Танаева (500 тыс. сомов), а также еще 550 тыс. сомов, присужденных по искам двух коммерческих фирм. Арест тиража произведен с целью взыскания отдельной суммы, причитающейся по иску частного лица – Александра Елисеева.


Однако главный редактор «Моей столицы» Александр Ким уверен, что истинной причиной ареста тиража стало то, что в данном номере был опубликован ряд материалов о коррупции в самых высоких эшелонах власти.


«Властям явно не нравится, когда наши журналисты разоблачают сомнительные сделки с участием высокопоставленных чиновников и членов семьи президента», - заявил Ким, выступая 23 мая на пресс-конференции.


Рина Приживойт придерживается того же мнения. «Коррупция наносит огромный ущерб экономике страны. Мы не можем не писать о ней, но, естественно, каждое наше выступление по этому поводу вызывает раздражение у высшего руководства», - подчеркивает она.


По мнению известного оппозиционного депутата Адахана Мадумарова, и на этот раз виной закрытия газеты стал ее антикоррупционной курс. «В прошлый раз власти прибегли к самому простому способу подавления независимой прессы с помощью подконтрольного издательства, что не принесло желаемого результата».


«Теперь они избрали более изощренный способ – пустили в ход судебные рычаги», - констатировал Мадумаров, добавив, что суды в Кыргызстане находятся под финансовым и политическим контролем исполнительной власти.


Практика использования судебной системы в качестве инструмента подавления независимой прессы вызвала жесткую критику со стороны международных организаций, пристально следящих за ситуацией со свободой слова в Кыргызстане. «Действуя посредством системы послушных судов, правительство под предлогом запрета на материалы, оскорбляющие честь и достоинство, преследует и оказывает давление на независимую прессу», - говорится в Докладе о правах человека Госдепартамента США за 2002 год.


Обвинения в клевете и оскорблении чести и достоинства со стороны отдельных лиц и организаций позволяют власти формально оставаться в стороне от судебного разбирательства и подозрений в политическом нажиме. Заместитель председателя Службы национальной безопасности Кыргызстана Борис Полуэктов в интервью Радио «Свобода» утверждает, что не видит нарушения закона со стороны судебных исполнителей, изъявших тираж «Моей столицы». «Как мне известно, на данное издание было несколько исковых заявлений, которые оно проиграло, и по закону любое его имущество или средства подлежат аресту», - сказал он.


Иски премьер-министра и других именитых истцов касались материалов политического характера. Танаев выиграл против газеты иск на 500 тыс. сомов за статью, где говорилось о его деятельности. Примерно такая же сумма была присуждена фирме, чья коммерческая деятельность стала предметом расследования в «Моей столице».


В конце прошлого года против газеты был возбужден довольно странный иск по заявлению некоего физического лица – Акина Токталиева, которому не понравилась критика в адрес правительства в связи с предстоящим пышным празднованием 2200-летия кыргызской государственности в 2003 году. Токталиев посчитал, что газета будто бы сомневается в том, что кыргызской государственности действительно столько лет, и это оскорбило его национальное достоинство.


Многочисленные судебные иски, возбужденные против «Моей столицы», как влиятельными политиками, так и простыми гражданами, явно свидетельствуют о том, что газета чересчур далеко зашла в своих высказываниях по поводу кыргызстанского руководства.


Другая оппозиционная газета – «Республика» - также изрядно досаждает власти. Ее периодическое «молчание» (когда газета перестает выходить) в последние годы – скорее следствие исков частных лиц, нежели прямого вмешательства правительства.


Ведущая кыргызоязычная независимая газета – «Асаба» - подверглась резкой критике правительства за критические статьи о президенте и членах его семьи, однако закрытие газеты в 2000 году также произошло вследствие судебного иска, а не прямого запрета на ее деятельность.


Председатель общественного объединения «Журналисты» Кубан Мамбеталиев полагает, что теперь настала очередь «Моей столицы». «Мы можем потерять одно из лучших изданий, которое смело освещало факты злоупотреблений во властных структурах», - подчеркнул он.


Султан Жумагулов – внештатный корреспондент «БиБиСи» в Бишкеке