Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

КАЗАХСТАН БОРЕТСЯ С ОППОЗИЦИЕЙ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Казахстанские провайдеры ограничивают доступ к оппозиционным Интернет-сайтам.
By IWPR Central Asia

Электронная газета «Навигатор» недавно обнаружила, что ее сайт блокирован большинством провайдеров. Таким образом, в войне казахстанских властей с независимой прессой открылся новый – виртуальный – фронт.


Одно из немногих независимых электронных изданий Казахстана - Интернет-газета «Навигатор» - оперативно информирует зарубежных читателей о событиях в Казахстане. По словам журналистов этой газеты, именно поэтому проект сайта поддерживается фондом «Сорос-Казахстан».


По мнению журналистов «Навигатора», блокада их издания явилась следствием ряда публикаций об остром внутриполитическом кризисе в стране, содержавших резкую критику в адрес руководства страны.


Недавно газета опубликовала интервью с генеральным прокурором швейцарского кантона Женева Бернаром Бертоссой о расследовании, связанном со счетами в швейцарских банках некоторых высокопоставленных чиновников Казахстана, включая самого президента Назарбаева.


С 20 мая зайти на сайт через большинство казахстанских провайдеров оказалось невозможно. Сайт остается доступным только за пределами Казахстана.


Журналисты газеты «Навигатор» уверены, что ограничение доступа к их сайту носит заказной характер, но «Навигатор» - не единственное электронное издание, пострадавшее от действий провайдеров.


Один из первых в стране оппозиционных сайтов – «Евразия» - вынужден был несколько раз менять свой адрес в глобальной сети из-за заражения сайта вирусами и блокирования доступа со стороны провайдеров.


На страницах сайта «Евразия», действующего с территории России и поддерживающего опального экс-премьера Акежана Кажегельдина, не раз появлялись статьи, компрометирующие президента Нурсултана Назарбаева и его ближайшее окружение.


«Евразия» называет провайдеров, блокирующих доступ к ее сайту. Это - два крупнейших национальных провайдера – «Казахтелеком» и «Нурсат». «Они лишают своих пользователей доступа к нашему сайту: «Нурсат» блокирует доступ, а «Казахтелеком» просто пересылает пользователей на лже-“Евразию”», - говорится в заявлении «Евразии».


Получить комментарий от казахстанских провайдеров «Нурсат» и «Казахтелеком» не удалось. В ответ на просьбу корреспондента IWPR по телефону опровергнуть или подтвердить факты блокирования казахстанских сайтов на другом конце провода заявили, что «не уполномочены» давать такую информацию.


Интернет стал последним прибежищем для гонимой оппозиционной прессы Казахстана. Редакцию газеты «Деловое обозрение “Республика”» забросали бутылками с зажигательной смесью, а днем раньше сотрудники нашли под окнами редакции записку угрожающего содержания, приколотую к трупу обезглавленной собаки. Редакция другого оппозиционного издания – «СолДат», связанного с Республиканской народной партией Акежана Кажегельдина, подверглась ограблению. В обоих случаях власти возложили всю ответственность на «хулиганов».


Телеканал «Ирбис» был закрыт по решению суда якобы за распространение порнографии. Это произошло после показа на этом телеканале фильма «Близость», получившего премию «Оскар». Считается, что «Ирбис», базирующийся в Павлодарской области», имеет связи с оппозицией. Телеканал оказывал поддержку бывшему губернатору области Галымжану Жакиянову, находящемуся в настоящее время под домашним арестом. Телеканал «Тан», принадлежащий бизнесмену и политику Мухтару Аблязову, также подвергается давлению со стороны властей.


Жакиянов и Аблязов возглавляют движение «Демократический выбор Казахстана» (ДВК), объединившее в своих рядах оппозиционеров «второго поколения», пришедших на смену разрозненным демократическим движениям начала 90-х годов.


Демократические группы начала 90-х состояли в основном из интеллигенции старой закалки и не представляли собой влиятельную политическую силу. Однако им на смену пришли молодые бизнесмены и политики, имеющие серьезные реформаторские амбиции. Они-то и основали ДВК.


«Власть насторожилась, заподозрив, что новую политическую элиту поддерживает некая третья сила», - считает независимый эксперт Артур Бердибеков.


В результате последовавших за этим репрессий в среде СМИ воцарилась жесткая самоцензура, и единственным рупором для инакомыслящих стали электронные издания.


Действия властей, как заявил юрист Борис Суворов, по сути противоречат законодательству страны. «Дело в том, что согласно изменениям, внесенным в закон «О СМИ», веб-сайты отнесены к средствам массовой информации, однако они не подлежат обязательной постановке на учет в уполномоченном органе, - говорит он. - Этот факт заставляет власти искать окольные пути давления на оппозиционные Интернет-сайты».


С мнением Суворова согласен и независимый политолог Владимир Краснов. Он уверен, что дискриминации может быть подвергнут любой казахстанский сайт, если на его страницах появится неугодная властям информация. «Они всегда найдут способ прикрыть несогласным рот», - заявил он.


Асан Куанов – независимый журналист из Казахстана