АЗЕРБАЙДЖАН: СПОР ВОКРУГ ОТКЛЮЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО ТВ

Русскоязычные жители жалуются по поводу прекращения вещания в стране московских телеканалов, ставшего результатом неудавшихся межправительственных переговоров.

АЗЕРБАЙДЖАН: СПОР ВОКРУГ ОТКЛЮЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО ТВ

Русскоязычные жители жалуются по поводу прекращения вещания в стране московских телеканалов, ставшего результатом неудавшихся межправительственных переговоров.

Thursday, 17 January, 2008
«Входи, милок, – говорит сгорбленная, худенькая старушка в потрепанной шерстяной безрукавке поверх синего платья. Она толкает дверь, чтобы впустить в гостиную комнату, окна которой выходят на один из столичных парков, высокого молодого человека.

«Вот он, почти как новенький, – показывает на телевизор 68-летняя Дина Васильевна. – Посмотри, сынок, сколько дашь за такой?»

Молодой человек – 29-летний Эльнур – скупщик старых телевизоров и прочей, бывшей в употреблении, бытовой техники. По его словам, число людей, продающих свои телевизоры, резко увеличилось с нового года, когда в Баку была прекращена трансляция российского телеканала РТР.

«Телевизоры сдают в основном пожилые люди, – сказал Эльнур. – Они им больше не нужны».

Дина Васильевна говорит, что теперь, когда российских каналов нет, она перестала смотреть телевизор.

«Раньше я каждый день смотрела каналы ОРТ и РТР, – сказала она. – В прошлом году закрыли ОРТ, а теперь вот – с первого января – и РТР. Азербайджанский язык я понимаю плохо, а на местных каналах нет ничего на русском. Вот и продаю телевизор, зачем он мне?»
В июле 2007 года Национальный совет теле- радиовещания Азербайджана принял решение о прекращении вещания в стране иностранных телеканалов.

Первым от эфира был отключен московский телеканал ОРТ, за ним последовал турецкий СТВ. Решение судьбы другого российского канала – РТР – было доверено межправительственной российско-азербайджанской комиссии. На переговорах азербайджанская сторона настаивала на включении в перечень транслируемых на территории России телеканалов азербайджанского АзТВ.

Соглашение о трансляции АзТВ на территории Турции стало залогом того, что в Азербайджане продолжил вещание турецкий телеканал ТРТ-1.

Переговоры по РТР, однако, так и не принесли результатов.

«Переговоры, проведенные в Москве, показали, что Россия пока не готова к трансляции на своей территории программ АзТВ на основе межправительственного соглашения, – сказал председатель Национального совета теле-радио вещания Нушираван Магеррамли. – А мы предупреждали, что прекратим трансляцию РТР, если вопрос не будет решен».

Российская сторона, между тем, медлит дать окончательный ответ, ссылаясь на технические проблемы. «Было бы неверно убирать этот вопрос со стола переговоров», – сказал посол России в Азербайджане Василий Истратов.

31 декабря РТР еще вещал в Азербайджане, развлекая азербайджанцев праздничными передачами. Но ранним утром в первый день Нового года трансляция прекратилась.

Как сказал журналистам Истратов, это решение азербайджанской стороны было для него неожиданным.

«Я очень надеялся, что политическая воля, изъявленная обеими сторонами в политическом документе, который был парафирован еще в июле 2007 года, позволит нам разрешить все имеющиеся вопросы, – сказал он. – Сейчас же возникла довольно сложная ситуация, поскольку со стола переговоров был убран сам предмет переговоров, и как дальше их продолжать, мне не очень понятно».

Официальных комментариев со стороны Москвы по поводу действий азербайджанского руководства пока не последовало.

«А мы и не ждем никакой реакции, – сказал Магеррамли. – Мы сделали свою работу».

Прекращение вещание российского канала болезненно переживают русскоязычные жители Азербайджана. Традиция общения на русском языке издавна существует в Баку, где сами местные азербайджанцы часто владеют русским лучше, чем своим родным языком.

«Уровень азербайджанских каналов не дотягивает даже до среднего, – сказал 42-летний преподаватель Университета иностранных языков Чингиз Алиев. – РТР давал нам возможность видеть профессиональную работу, а теперь нас лишили этого».

«Такое чувство, будто с русскоязычными в стране совсем не считаются, – вздыхает 25-летняя сотрудница одного из банков Гюльнара Аскерова. – И это при том, что на сайте президента Республики русский значится как один из основных языков наряду с азербайджанским».

Другие, напротив, оправдывают решение азербайджанских властей.

«Наше правительство правильно поступило, что закрыло все иностранные каналы. У нас и свои каналы есть, а кому не нравится, пусть спутниковое или кабельное телевидение устанавливают, – сказал студент Нефтяной академии Махир Гурбанов.

«Все граждане страны должны знать государственный язык, ведь мы уже столько лет живем независимо от России. Смешно, что канал РТР хотят транслировать просто потому, что здесь есть русскоязычное население, – сказала Севиль Гахраманова, преподающая азербайджанский язык в средней школе.

Телекритик Эльшад Гулиев считает, что ситуация, по большому счету, не изменилась.

«Население по-прежнему смотрит российские каналы – посредством спутника или кабельных сетей, – сказал он. – Честно говоря, я не в восторге от российских каналов – они уже не те, что прежде».

Председатель партии Гражданская солидарность, депутат Сабир Рустамханы говорит, что с отключением РТР от местного эфира азербайджанская публика лишилась, прежде всего, источника информации.

«Азербайджанские телеканалы должны сотрудничать с российскими, – сказал он. – На мой взгляд, было неправильным закрывать телеканал «РТР-Планета», требуя взамен на продолжение его трансляции позволить азербайджанскому телеканалу вещать в России».

Между тем Национальный совет теле- радиовещания Азербайджана не спешит объявлять конкурс на частоту, освобожденную каналом РТР.

Представители Совета не исключают возобновления переговоров с российскими коллегами.

Многие бакинцы этим обещаниям не верят и уже покупают спутниковые антенны или проводят кабельное телевидение.

«Прежде у меня было максимум по два заказа в день, а теперь все как с цепи сорвались – непрерывно звонят или приходят в офис с просьбами установить им антенны», – сказал 23-летний Амиль Махмудов, работающий в фирме, занимающейся установкой спутниковых антенн. По его словам, обращающихся к нему людей так много, что некоторым приходится дожидаться своей очереди на установку антенны по две недели.

Спутниковая антенна обходится в 150-180 манатов (175-210 долларов), а то и в большую сумму, если учитывать расходы на установку. Абонентская плата за услуги кабельного телевидения составляет 10 манатов (около 12 долларов) в месяц.

Таких расценок не осилить русскоязычным пенсионерам, оставшимся теперь, когда московские каналы отключены, ни с чем.

«У меня пенсия – 70 манатов, откуда же мне взять денег на антенну?! – говорит Дина Васильевна. – Вот и пришлось продавать телевизор. Теперь мне осталось одно развлечение – на пианино играть».

Тамара Григорьева, корреспондент информационного агентства APA, Баку
Support our journalists