Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

АЗЕРБАЙДЖАН: ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ОБВИНЯЮТ В ПРИСТРАСТНОСТИ

Критики говорят, что новый общественный телеканал Азербайджана служит правительству, а не обществу.
By
, которое встречали с большими надеждами, сегодня упрекают в проправительственной ориентации.



С жесткой критикой в адрес бывшего парламентария Исмаила Омарова, в апреле прошлого года назначенного на пост генерального директора Общественного телевидения (азербайджанское название канала звучит как ИТВ), выступают не только оппозиция и неправительственные организации, но и международные эксперты.



Азербайджан стал последним из трех государств Южного Кавказа, где начало вещание общественное телевидение. Канал, учреждение которого входило в число рекомендаций Совета Европы по обеспечению свободы СМИ, вышел в эфир в августе прошлого года и в настоящее время вещает по 12 часов в день.



По сегодняшний день ОТВ финансируется правительством, хотя теоретически считается, что это канал с определенной автономностью и независимым руководством.



Однако на практике, говорят медиа-эксперты, ОТВ ничем не отличается от государственных телекомпаний. «Очень жаль, что мы так и не увидели разницу между этим телеканалом и другими, - сетует преподаватель факультета журналистики Бакинского государственного университета Зейнал Мамедли. - Общество не увидело свое отражение в этом телеканале».



При том, что по численности населения и экономическим показателям Азербайджан опережает Армению и Грузию, выбор телеканалов здесь далеко не столь широк, как в двух соседних странах. По данным, обнародованным международной организацией Internews, в 2005 году в Грузии действовали 68 региональных телестанций, в Армении - 28, а в Азербайджане – всего 11.



На сегодняшний день для Баку работают 1 государственный канал, 1 общественный телеканал и четыре частных. Представители официальных структур Азербайджана называют ОТВ важным участником местного рынка средств массовой информации.



«Коллектив ОТВ доказал, что за такой короткий период возможно создать новое профессиональное телевидение, любимое зрителями, - сказал заведующий общественно-политическим отделом президентского аппарата Али Гасанов. - Сегодня ОТВ не только восполняет духовную потребность общества, но и отличается своими качественными информационными программами».



Однако эксперты утверждают, что ОТВ, как и все остальные СМИ в Азербайджане, работают в условиях ограниченной свободы. Телеканалы, отступившие от правил, устанавливаемых президентским аппаратом, говорят они, всегда рискуют быть закрытыми. Именно это произошло с двумя бывшими каналами, БМТИ и Сара.



Чрезвычайно критически относятся к ОТВ политики от оппозиции. Прошлогодние митинги оппозиционного объединения Азадлыг проходили в том числе под лозунгом отставки руководителя общественного телевидения Исмаила Омарова.



«Все мы ожидали, что Общественное ТВ в первую очередь будет отражать существующий плюрализм мнений в обществе и периодически предоставлять свой эфир разным политическим организациям, - сказал член парламента от блока «Азадлыг», бывший премьер-министр Азербайджана Панах Гусейн. - Но максимум, на что они идут, это приглашение какого-нибудь оппозиционного политика в свои дискуссионные передачи».



«Даже некоторые частные проправительственные каналы в этом вопросе поступают более смело, чем ОТВ. К сожалению, Общественное ТВ стало другим вариантом государственного телевидения».



По данным исследования, проведенного в прошлом году Национальным советом по телерадиовещанию, объем рекламы на общественном канале составляет один процент, и почти на четверть эфирное время заполнено художественными фильмами.



Другой мониторинг, который был осуществлен экспертами Совета Европы, выявил, что новостные программы ОТВ грешат пристрастием в пользу официальной власти.



Еще один мониторинг был проведен Фондом имени Наджафа Наджафова и охватывает период с сентября прошлого года по январь года текущего – время, на которое пришлись парламентские выборы в Азербайджане, ставшие, как известно, причиной общественных волнений. Исследование установило, что при освещении избирательной кампании, фоном для которой стали заявления оппозиции о массовых нарушениях со стороны правительства, положительная информация на ОТВ о кандидатах преимущественно касалась тех, кто представлял власти.



О неравном отношении телеканала к участникам выборов говорит и генеральный секретарь оппозиционной Демократической партии Азербайджана Сардар Джалалоглу: «Они понятия не имеют о том, что такое баланс. На наши выступления давали 1-2 минуты, а на адресованные нам оскорбления и клевету функционеров ЙАП (Партия Новый Азербайджан) - целый час».



Согласно недавно обнародованному отчету международной организации Freedom House, по степени свободы слова Азербайджан занимает 161-е место в мире, уступая Грузии, Армении и России. Относительно ОТВ Freedom House заявляет: «Информационное сопровождение выборов на общественном телевидении ничем не отличалось от того, как это событие освещали другие проправительственные каналы. По данным мониторинга ОБСЕ, 68 процентов информации, предоставлявшейся каналом в прайм-тайм, посвящалось [президенту Ильхаму] Алиеву, правительству и правящей партии, тогда как на долю Азадлыг приходилось 23 процента эфирного времени, отсюда 53 процента оцениваются как негативная информация и один процент – как положительная».



Исмаил Омаров отвергает эти замечания. «Общественное ТВ создавалось не для того, чтобы создавать видимость политического баланса и угождать вечно недовольным критикам, - сказал он IWPR. - Мы – далекий от политики канал. В настоящее время ОТВ функционирует в Азербайджане как демократический институт. И этот институт создал лично я».



По словам Омарова, у его канала свой кодекс морали. «Мы не пускаем в эфир выступления примитивных и посредственных певцов, потому что мы не берем взяток», - сказал он.



Он назвал результаты мониторингов «предвзятыми», а сравнения ОТВ с общественными телеканалами соседних стран «безосновательными». Общественное телевидение Грузии, сказал он, имеет долг в размере 12-13 миллионов долларов.



Общественное телевидение Армении и Грузии также не оправдало ожиданий.



Армянский телеканал близко связан с правительством. «Эта телестанция не является общественной, - сказал IWPR глава ереванского Пресс-клуба Борис Навасардян. – Реально осуществляется лишь небольшая часть ее общественных функций. Грубо говоря, общественное телевидение выполняет 10-12 процентов от всех отведенных ему функций».



Общественное телевидение Грузии было основано в начале 2005 года и с тех пор неоднократно подвергалось критике за слишком тесную связь с властями. В состав руководства станции, которому должно быть независимым, входят в основном негосударственные лица из числа активных участников «революции роз» 2003 года, поднявшей к кормилу власти Михеила Саакашвили - нынешнего президента страны.



У телеканала низкие рейтинги, но высокая текучесть кадров. В марте этого года с целью улучшить имидж канала было запущено первое политическое ток-шоу под названием «Аргумент».



Возвращаясь к азербайджанскому ОТВ, следует отметить, что Омаров, вопреки заявлениям своих оппонентов, намерен открыть в скором времени второй общественный канал. «По закону, мы имеем право открывать два телевизионных и три радиоканала, и мы будем постепенно стремиться к этому», - сказал он.



Критически о деятельности Омарова в качестве руководителя ОТВ отозвался специальный представитель ОБСЕ по вопросам свободы слова Миклош Харасти, который побывал в Азербайджане в июле прошлого года.



«Омаров является журналистом, который во время своей работы на государственном телевидении стал известен резкими выпадами против оппозиции, поэтому ОБСЕ с сомнением относится к этому назначению», - говорил он.



Между тем Омаров продолжает пользоваться поддержкой избравшего его Совета по вещанию. Как сказал председатель этого органа Джахангир Мамедли, Совет «высоко ценит» работу Омарова на должности главы ОТВ.



Бывший сотрудник государственного телевидения Рафик Гусейнов настроен более пессимистически. «Я ничего не ожидал от этого канала, и, к сожалению, мои прогнозы оправдались, - сказал он. - Общественное телевидение умерло еще не родившись, так как при его формировании были допущены грубейшие просчеты».



Севиндж Телманкизи, корреспондент газеты Ени Мусават, Баку