Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

ТАДЖИКСКАЯ ИСЛАМСКАЯ ГАЗЕТА ЛИШИЛАСЬ ПРОГРЕССИВНОГО РЕДАКТОРА

Увольнение редактора с современным подходом к журналистике, говорит о том, что исламская партия не готова модернизироваться.
By Zafar Abdullaev

Руководство Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) уволило на прошлой неделе главного редактора своей газеты "Начот" (Спасение) Султона Хамадова. По мнению экспертов, этот вроде бы чисто внутрипартийный инцидент может свидетельствовать о конфликте между традиционалистами и реформаторами в единственной законно действующей исламской партии Центральной Азии.


Назначение Хамадова на пост главного редактора "Начот" в январе этого года многими рассматривалось как знак стремления ПИВТ расширить свою читательскую аудиторию в преддверии намеченных на февраль 2005 г. парламентских выборов. Тем больше вопросов вызвало его внезапное увольнение, о котором было объявлено 1 июля.


Формальным поводом увольнения послужила смысловая ошибка в передовице. Редактор писал, что на одной из политических встреч присутствовал "глава партии". Главой ПИВТ является бывший лидер Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) Саид Абдулло Нури, но речь шла о его первом заместителе Мухиддине Кабири.


Как пояснил IWPR пресс-секретарь ПИВТ Хикматулло Сайфуллозода, С. Хамадов был снят с должности не столько за допущенную грубую ошибку, сколько за категорическое несогласие с ее оценкой. Сам Хамадов полагает, что его ошибка в статье не может считаться значительной, так как в отсутствие лидера партии в стране таким может считаться его заместитель.


Кроме того, руководство партии обвиняет С. Хамадова в неумении управлять коллективом и чрезмерном давлении на рядовых членов редакции, часть из которых ранее отказалась работать под его началом.


При этом руководство ПИВТ стремится развеять слухи о расколе в партии. "Данный инцидент является внутренним делом партии, ни о каком расколе, а тем более - цензуре речи быть не может", - сказал Х. Сайфуллозода.


Однако эксперты считают, что инцидент все же отражает серьезные противоречия политического характера в рядах ПИВТ. Партия, выступавшая в годы гражданской войны 1992-1997 гг. во главе ОТО против правительства Эмомали Рахмонова, была легализована по окончании военных действий.


С подписанием мирного договора ПИВТ разоружила своих боевиков и занялась мирной политической деятельностью. Получив по условиям мирного договора ряд государственных постов, на выборах 2000 г. партия тем не менее сумела завоевать лишь два места в парламенте.


Отчасти неуспех ПИВТ - невзирая на данную партии фору - объясняется ее религиозным характером и связями с определенными частями страны, снискавшими в годы войны недобрую славу. Ведь гражданская война велась не только на идеологическом, но и на межрегиональном фронте. Однако свою роль сыграли и умелые действия администрации Рахмонова по нейтрализации оппозиции.


Предполагалось, что к следующим выборам, задавшись целью завоевать голоса избирателей по всей стране, партия проявит себя в качестве современной политической силы с широкой социально-экономической - а не только "исламской" - повесткой.


В рядах ПИВТ состоит немало влиятельных реформаторов, способных осуществить намеченное. В их числе и сам Кабири, который в начале года назначил Хамадова главным редактором "Начота", стремясь превратить газету в эффективный инструмент предвыборной борьбы.


Кабири пришел в ПИВТ в 1997 г., когда ее председатель Абдулло Нури осознал необходимость в заместителе, который был бы хорошо образован, владел иностранными языками и умел руководить.


"С приходом Кабири партия стала выглядеть более современной и демократичной, что, естественно, прибавило ей сторонников в таджикском обществе, в частности, среди городского населения, а также вызвало определенные симпатии на Западе", - говорит политический обозреватель Турсун Кабиров.


"О последнем говорят частые поездки Кабири в Европу, где он посещал различные конференции и читал лекции в известных университетах. Даже его респектабельная внешность - галстук, отсутствие бороды и традиционного головного убора мусульман - говорит о его светскости".


Но большинство в ПИВТ составляют сторонники традиционного ислама. Тот же Нури за свои религиозные взгляды получил срок еще при советской власти. Другие сражались на стороне боевиков в годы гражданской войны, а Кабири вообще в ней не участвовал.


"Именно демократичность, светскость его взглядов и не нравятся сторонникам традиционного ислама, которых в ПИВТ пока большинство, и которые имеют в ней большое влияние, особенно в органах управления", - говорит Кабиров.


Редакционная политика Хамадова явно отражала прогрессивные взгляды Кабири. В интервью IWPR он отметил, что реальной причиной его отстранения от газеты стало несогласие с редакционной политикой руководства партии, которое ввело цензуру на религиозно-политической почве. В частности, редактора осуждали за то, что он размещает в газете фотографии женщин с открытыми лицами, без головных уборов, а также изображения политических деятелей, отколовшихся от ПИВТ.


"Сам факт приглашения С. Хамадова на руководящую должность в газету партии исламского толка - своеобразное признание необходимости обновления подходов к деятельности, - считает политолог Рашид Гани, - Возможно, темпы развития газеты оказались слишком быстрыми для отдельных членов партии. В итоге возникла эта ситуация".


Хамадов считает, что его увольнение должно было спровоцировать внутрипартийный конфликт, в результате которого Кабири вынужден был бы уйти из ПИВТ, но тот не поддался на провокацию. "В партии есть группа людей, настроенных против Кабири, которую возглавляет один из заместителей С. А. Нури, - говорит он. - Возглавить газету меня пригласил Мухиддин Кабири, который хотел таким образом улучшить ее деятельность. Но в партии это было многим не по душе, они боялись роста авторитета Кабири в партии, так как я всегда на словах и на деле поддерживал его линию".


"Пытаясь подставить Кабири, они потребовали моего увольнения, думая, что он встанет на мою защиту, но тот понял серьезность положения и на удивление своим противникам согласился".


Один из членов ПИВТ на условиях анонимности поведал, что в партии многие чувствуют со стороны Кабири некую угрозу. "Ходят слухи, что он стремится занять кресло председателя. Еще говорят о том, что его поддерживает Запад", - сказал он.


Но, к примеру, Рашид Гани не думает, что конфликт поколений между "старой" и "новой" гвардией в ПИВТ приведет к полномасштабному расколу. "М. Кабири разделяет идеи и цели ПИВТ. Просто в силу того, что он принадлежит к другому поколению, получил иное образование, пришел в политику в другое время, он более адаптирован к современности и острее ощущает вызовы времени", - сказал он.


Один член ПИВТ на условиях анонимности рассказал: "Я вступил в партию в 2001 году, когда увидел в ней таких людей, как Мухиддин Кабири. Он - сторонник реформирования партии, так как в том виде, в каком она пребывала со времен гражданской войны, она уже мало кому нужна. Он - разносторонне образованный человек, тогда как многие члены партии, особенно старшего поколения, кроме Корана, ничего не читают".


Конфликт в "Начоте" разразился в то время, когда другие политические партии Таджикистана усиленно готовят свои печатные издания к предвыборной борьбе. Правящая Народно-демократическая партия назначила главным редактором своей газеты "Минбари халк" более опытного журналиста. Коммунистическая партия возобновила регулярный еженедельный выпуск своей газеты "Нидои ранджбар", которая ранее выходила всего лишь несколько раз в год. А Социал-демократическая партия объявила о скором выходе своего еженедельника, руководство которым поручила одному из бывших редакторов влиятельной газеты "Азия-плюс".


Для того, чтобы сделать свою малотиражную газету конкурентоспособной, ПИВТ необходимо делать ее более привлекательной для масс, а не ужесточать цензуру. Политолог Кабиров отмечает, что сегодня политические партии как никогда стремятся заполучить для своих изданий квалифицированных редакторов, понимая, что от них будет зависеть их публичный имидж в предвыборной кампании.


"Они осознают, что за каждым из этих журналистов стоит своя группа читателей - потенциальных сторонников партии".


Зафар Абдуллаев, директор информационного агентства "Авеста"