Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

СМИ ГРУЗИИ УДЕЛЯЮТ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ЧЕЧНЕ

По контрасту с 1994-1996 гг., сейчас даже государственные СМИ критикуют
By Zurab Chiaberashvili

Зураб Чаберашвили из Тбилиси (CRS No. 9, 3-Dec-99)


Вице-президент Чечни Ваха Арсанов был приятно удивлен вниманием СМИ к его


персоне во время “официального” визита в Тбилиси в сентябре этого года. «Я


никогда не думал, что в Грузии так много журналистов,» - пошутил он.


Москва, запланировавшая на этот же день визит своего министра иностранных


дел, отнюдь не разделяла удовольствие Арсанова. Терпение Москвы почти


истощилось. По ее мнению, Грузия делает недостаточно, чтобы помочь России


установить контроль над непокорной Чечней. А Грузия считает, что Россия не


прилагает достаточно усилий к тому, чтобы держать развитие конфликта под


контролем.


Приезд Арсанова только подлил масла в огонь. Как отметила тбилисская


ежедневная газета “Резонанс”, “гостеприимство, оказанное Арсанову в тот


самый день, когда официальные круги готовились к встрече министра


иностранных дел России, было похоже на пощечину Москве”.


Вторая военная кампания России в Чечне вызвала большую озабоченность в


Грузии. Военные вертолеты и самолеты, принадлежащие России, уже нарушали


воздушное пространство Грузии и в двух случаях даже бомбили цели на


территории страны недалеко от границы с Чечней. Бомбардировке подвергся и


Азербайджан.


СМИ Грузии активно выступили против грубых действий России в Чечне.


Независимая телекомпания Рустави-2 с самого начала конфликта послала в


Чечню журналистку Нану Лежава.


Хотя предыдущие репортажи были более или менее нейтральными, сообщения Наны


произвели сильное впечатление на зрителей, и среди населения стали расти


антирусские настроения. Грузинская пресса стала сообщать о событиях на


Северном Кавказе с самого начала августа, сразу же после вторжения в


Дагестан чеченского отряда под командованием Шамиля Басаева и его соратника


исламиста Хаттаба.


Уже через неделю после визита Арсанова, состоявшегос 3 сентября, “Резонанс”


предупреждал, что Россия нанесет ответный удар по Чечне. Но, пока основным


местом действия был Дагестан, в течение всего августа и сентября грузинские


СМИ в основном руководствовались сообщениями, поступавшими от российских


информационных агентств.


Когда российская армия начала наступление на Чечню, некоторые газеты,


например, "Резонанс” и “Ахали Таоба” отказались от нейтральной позиции и


стали искать независимые источники информации. Грузинские агентства


новостей, такие как PrimeNews, BS-Press и Caucasus-Press первыми стали


предоставлять новый материал, используя опыт и контакты, налаженные во


время первой войны в Чечне (1994-1996).


К 17 сентября репортажи стали откровенно враждебным по отношению к России.


Журналист “Резонанса” Звияд Поцхуа обвинил премьер-министра России


Владимира Путина в попытке “втянуть Грузию в войну”, требуя от нее, чтобы


Грузия присоединилась к борьбе с “вооруженными боевиками” (чеченскими


сепаратистами). Критике со стороны Поцхуа подверглись и лидеры Грузии за их


“мягкую” реакцию на эти требования..


Во второй половине сентября чеченская проблема и относящиеся к ней вопросы


грузино-чеченских и грузино-русских отношений, так или иначе, фигурировали


на первых полосах всех грузинских печатных изданий.


Ваха Арсанов вернулся в Грузию 2 октября и объявил о планах открыть


чеченский информационный центр в Тбилиси. “С помощью Грузии мир должен


узнать о том, что происходит в Чечне,» – сказал Арсанов.


В отличие от информации российских СМИ, у населения Грузии была возможность


не только увидеть скрываемую от россиян сторону чеченского конфликта,


включая ясную картину разрушений, производимых налетами российской авиации,


но и услышать об этом от самих чеченцев. СМИ Грузии также пользовались


информацией западных СМИ, которые уже тогда были настроены весьма


критически.


4 октября “Резонанс” перепечатал статью из “Вашингтон пост”, озаглавленную


“В Чечне началось кровопролитие - больницы работают в полную силу”. А 5


октября журналист “Резонанса” Давид Бахрадзе опубликовал статью, заголовком


для которой послужили слова Аслана Масхадова ”Мы, может быть, будем есть


собак, но от независимости не откажемся”. Информация для этой публикации


была почерпнута из статей в “Нью-Йорк таймс” и “Вашингтон пост”.


С 1 по 10 октября грузинская пресса каждый день сообщала новости из Чечни.


С приближением парламентских выборов интерес несколько утих, но 23 октября


несколько грузинских газет опубликовало “подпольное” интервью Аслана


Масхадова корреспонденту “Таймс”.


Сначала грузинские СМИ уделяли внимание военной кампании, но с продвижением


федеральных сил на территорию Чечни фокус сместился на поток беженцев,


направляющихся в Ингушетию, Азербайджан и Грузию.


Общественное мнение в Грузии разделилось. Многие выступали за


предоставление убежища чеченским беженцам, но некоторые опасались, что это


послужит предлогом для вмешательства российских войск в Грузии.


Грузия дважды отказывалась дать России разрешение на использование


находящихся в Грузии российских военных частей в кампании против Чечни или


для патрулирования грузинской стороны границы.


Поражение прорусской коалиции "Возрождение Грузии" на прошедших выборах


только подлило масла в огонь. В отместку Россия под предлогом контроля над


передвижениями чеченских боевиков установила визовый режим для Грузии и


Азербайджана. Но председатель грузинского Комитета обороны и безопасности


Реваз Адамия только и заметил, что “визовые ограничения должны


существовать, так как это поможет Москве понять, что Грузия является


суверенным государством”.


СМИ Грузии также уделили немало внимания тенденциозному отношению к кризису


со стороны СМИ России. В отличие от войны с Чечней 1994-96 годов, на этот


раз российские средства массовой информации следуют правительственным


установкам. Власти и военные строго контролируют передвижение журналистов


по Чечне и создают на их пути многочисленные препятствия. Поддержку


получают только те, кто разрешает цензуре вымарывать неприятную истину из


их репортажей. Таких на удивление много.


В преддверие встречи ОБСЕ в Стамбуле (18-19 ноября) СМИ Грузии снова


обратились к теме Чечни. Появились публикации, обвинявшие Москву в


нарушении обязательств по выводу войск, принятых Россией при подписании


Конвенции о вооруженных силах в Европе.


Российские войска находятся в Грузии с 1991 года, когда после обретения


Грузией независимости разгорелись конфликты в Абхазии и Южной Осетии.


СМИ Тбилиси неоднократно обращались к Москве с призывами уменьшить военное


присутствие России не только на Северном, но и на Южном Кавказе. Эти


призывы стали звучать чаще после того, как российский самолет во второй раз


по ошибке сбросил свои бомбы над грузинской территорией возле пограничной


деревни Шатили накануне встречи ОБСЕ.


Критическое отношение Запада к российским действиям в Чечне получило


широкое освещение, но главной новостью стало соглашение между Грузией,


Азербайджаном и Турцией о постройке нефтепровода. СМИ Грузии расценили это


как беспрецедентное ущемление интересов России на Кавказе.


Грузинская пресса утверждает, что на самом деле Запад дал России карт-бланш


в отношении Чечни в обмен на ее невмешательство на Южном Кавказе. Как


сказал чеченский сепаратист Шамиль Басаев в своем интервью агентству Prime


News, “Уу меня нет никаких иллюзий по поводу встречи ОБСЕ. Запад все равно


не сможет принять решение, которое бы вынудило Россию прекратить войну”.


Газета «Ахали Таоба» несколько раз заявляла, что «Запад критикует Россию


слишком спокойно». Но нельзя сказать, что грузинская пресса автоматически


поддерживает чеченцев, хотя к президенту Аслану Масхадову СМИ Грузии


относятся в целом положительно.


Зато Шамиль Басаев весьма непопулярен. Во время абхазского конфликта Басаев


сражался на стороне Абхазии и на его совести не один грузинский солдат.


Многие также думают, что вторжение Басаева и Хаттаба в Дагестан во многом


спровоцировало чеченскую трагедию.


Это признают и Аслан Масхадов и Ваха Арсанов. Обсуждая чечено-грузинские


отношения, они стараются показать, что Чечня совершила большую ошибку,


поддерживая сепаратистов в абхазском конфликте.


Роль Чечни в Абхазии стала источником новых предположений в СМИ после того,


как министерство государственной безопасности Грузии заявило, что


сепаратистское правительство в Сухуми размещает чеченских беженцев в районе


Гали. Этот район, в котором проживает в основном грузинское население,


расположен на грузино-абхазской границе.


Средства массовой информации неоднократно поднимали вопрос о том, что


присутствие беженцев может стать источником конфликта с российскими


миротворцами в Абхазии. Дальнейшая нестабильность в Абхазии может стать еще


одной причиной, по которой Россия откажется выполнять обязательства по


Договору об обычных вооружениях в Европе, подтвержденному в Стамбуле.


Согласно этому договору, Россия должна вывести свои войска с военных баз


Бомбора в Абхазии и Вазиани под Тбилиси.


Во время первой войны в Чечне в 1994-1996 годах, государственные СМИ Грузии


в основном проявляли лояльность по отношению к России. Сейчас


государственная пресса точно так же критикует Россию как и независимая, из


чего становится ясно, что правительство Грузии теперь не считает


необходимым приглушать критику, направленную против Москвы.


Зураб Чаберашвили, независимый журналист и политолог.