Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

САРА ТВ МОЛЧИТ

Этот телеканал в Азербайджане по­прежнему не работает, а его работники
By

в студию после показа программы с критикой президента Гейдара Алиева.


Шахин Рзаев из Баку (CRS No. 5, 4-Nov-99)


9 октября вооруженная милиция захватила помещение независимой телекомпании


Сара без предварительного предупреждения и отключила электроэнергию во


время обыска.


Ее работники утверждают, что полиция конфисковала ряд видеокассет и избила


сотрудников Анара Шукурова и Фаруха Зарбалиева. Более того, утверждают, что


ее грубые действия вызвали выкидыш у одной женщины.


Прямая политическая передача "Контакт" быстро стала в Азербайджане


популярной пятничной ночной программой из-за дебатов в прямом эфире,


который показывает, как зрители "устраивают жаркую баню" высокопоставленным


политикам.


Но в этот раз власти сочли, что передача от 8 октября зашла слишком далеко.


Гости студии включали лидера Демократической партии Ильяса Исмаилова и


председателя партии "Национальная независимость" Эйтбара Мамедова, а вся


программа была настроена явно против президента Гейдара Алиева.


Мамедов, который наступил на пятки Алиеву на выборах прошлого года,


использовал передачу, чтобы пригласить зрителей на большой митинг


оппозиции, запланированный на следующий день на бакинском стадионе. Власти


уже дали разрешение на проведение митинга под лозунгом "Защитим Карабах",


но сочетание призыва оппозиции к протесту и общий тон передачи явились


последней каплей, которая переполнила чашу терпения властей. И государство


закрыло телеканал Сара.


Тем не менее, спустя четыре часа после закрытия милицией канала Сара,


журналистам из других СМИ, пришедшим на студию выразить свою поддержку,


показали ордер из министерства юстиции с требованием закрыть этот канал.


Этот ордер был выдан согласно статьи 7 Закона о СМИ, который запрещает


иностранным лицам владеть СМИ в Азербайджане. Он был выдан 6 октября, за


два дня до показа программы, оскорбительной для властей, и это


свидельствует, что закрытие канала планировалось заранее.


Расул Рауф, глава компании Сара, говорит, что согласно Статьи 14 того же


Закона о СМИ, только суд, а не министерство юстиции, может закрыть станцию.


Рауф, турецкий гражданин, сказал, что восемь месяцев назад он обратился с


просьбой о предоставлении ему азербайджанского гражданства.


Сара, которая владеет очень популярной радиостанцией ФМ, была


зарегистрирована в январе 1994 года на основе тогдашних законов, сказал он,


и за пять лет с тех пор со стороны властей не было ни единой жалобы. Он


предположил политический, а не юридический, характер ее закрытия.


Телеканал и сотрудники пользуются большой поддержкой; действия милиции


вызвали бурю протеста со стороны коллег-журналистов, оппозиционных


политиков и активистов по правам человека. В течение одного дня был создан


Комитет по защите прав Сары под председательством члена парламента и


бывшего министра СМИ и информации Сабира Рустамханлы.


Лидер Демократической партии Исмаилов, еще один участник последней передачи


"Контакт" говорит, что телеканал является жертвой "политического давления",


а генеральный секретарь партии Муссават сказал, что это нарушение свободы


слова.


Издатели свыше 20 газет подписали обращение к президенту Алиеву и просили


его проверить эти нападения на СМИ. Это обращение в настоящее время


пользуется широкой поддержкой творческой общественности.


Однако председатель Независимого профсоюза журналистов Азер Хасрат заявил,


что "истинным виновником является президент Азербайджана. Он не желает


прислушиваться к гласу народа".


Тем временем сотрудники Сары решительно настроены протестовать против


нарушения своих прав. Они уже подали судебный иск в Арбитражный суд против


министерства юстиции и открыто обратились за международной поддержкой


своему делу. Спустя неделю после отзыва лицензии у телеканала не менее 33


работников, включая вице-президента компании Шахрияра Рауфа, начали


голодовку в знак протеста против действий властей. С того времени Рауф и


три сотрудника прекратили свою голодовку по совету врачей, однако их


заменили другие.


Шахин Рзаев, региональный представитель IWPR в Баку.