Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

Оппозиционная газета в Казахстане: остаться в живых

Крупный банк выигрывает судебное дело по иску об ущербе его репутации, в то время как редакция газеты говорит, что таким образом ее наказывают за критическую позицию.
By Tatiana Sergiychuk
, после того, как было вынесено решение об уплате государственному банку 400 тысяч долларов за ущерб его деловой репутации, нанесенный опубликованной в газете статьей.



БТА-Банк был национализирован в феврале текущего года, пострадав от финансового кризиса. Для большинства банков в Казахстане стало слишком трудно получать деньги на международных рынках, а кредиты, выданные ими внутри страны, не могут быть возвращены заемщиками.



Редакция газеты говорит, что не может выплатить компенсацию в размере 60 миллионов тенге в местной валюте и разорится. Ее защитники заявляют, что судебный иск – это политический ход с целью прикрыть газету, и что это станет настоящим ударом для свободы слова в стране.



Газете трудно оплатить даже третью часть компенсации, что позволило бы редактору газеты Гюзаль Байдалиновой избежать тюремного заключения, однако банк отказался от этого.



Редакция газеты планирует собрать деньги продажей буклетов и компакт-дисков о БТА-Банке. В буклет войдут комиксы, стихи, фотографии и анекдоты на русском и казахском языках. Акция стартовала со слоганом «Поможем “Республике” – утрем нос “БТА-Банку”!»



9 сентября Медеуским районным судом вынесено решение по гражданскому иску «БТА-Банка» к «Республике» в пользу банка. Судья Марат Максудов признал, что факты в статье от 6 марта не соответствовали действительности и причинили «моральный вред деловой репутации банка». Судья обязал ответчиков опубликовать опровержение и выплатить истцу 60 миллионов тенге от собственника, издателя и главного редактора.



Редакция газеты подала ходатайство о погашении долга еврооблигациями, выпущенными дочерней компанией БТА и находящимися в собственности редактора газеты Гюзаль Байдалиновой. Однако банк от такого взаиморасчета отказался.



18 сентября, за 6 дней до истечения срока апелляции, на выходе из типографии был конфискован тираж газеты, а на счета собственника газеты и издателя наложен арест.



29 октября в Алматинском городском суде состоялось рассмотрение апелляции газеты. Решение предыдущей инстанции о выплате компенсации было оставлено в силе.



На вопрос, учитывалось ли материальное положение редакции, судья Марат Максудов ответил: «Учитывалось все, учитывалась степень причинения морального вреда данными публикациями».



Пресс-секретарь БТА-Банка Адиль Досымов сказал, что сумма иска была основана на том факте, что «оттоки депозитов начались ровно с того момента, как газета приступила к порочению нашей деловой репутации. Эти расчеты подтвердило и решение суда».



Что касается предложения газеты погасить часть долга еврооблигациями, Досымов назвал его «очередной уловкой газеты для привлечения внимания» и пояснил, что банк не может их принять, во-первых, потому, что банк приостановил все выплаты кредиторам, а во-вторых, ценные бумаги, которые были приобретены по рыночной стоимости, предлагается погасить по номиналу.



Сотрудники газеты и защитники прав СМИ считают, что судебное дело было начато по указанию властей Казахстана, которые хотели заставить замолчать этот крупный независимый источник информации, но при этом не быть в этом замешанными.



«Мы считаем, что это политически мотивированный судебный иск, - сказала IWPR заместитель главного редактора газеты Оксана Макушина. - Во-первых, сам иск был составлен не совсем грамотно. При рассмотрении той таблицы, которая якобы доказывала оттоки депозитов с 6 по 13 марта, специалисты увидели, что в этот период был именно приток депозитов. Но это нигде и никем не учитывалось. Все решения судьи были в пользу истца, а наши доводы практически никак не были учтены».



Досымов отвергает предположения, что судебное дело с участием БТА-банка имеет что-то общее с политикой.



«Мы выступали против политизации данного вопроса, потому что он лежит исключительно в плоскости журналистской этики. Редакция же сознательно идет на вмешательство в дела банка и подрывает его деловую репутацию», - сказал он.



Ермухамет Ертысбаев, советник президента Казахстана по политическим вопросам, согласен с Досымовым.



«Газета “Республика” не представляет абсолютно никакой опасности для политической системы. Следовательно, никакой политической подоплеки для закрытия газеты я лично не вижу. Другое дело, что газета действительно виновата в том, что перманентно подрывала имидж банка, особенно в период банковского и финансового кризиса, а поскольку этот банк является системообразующим и имеет самую широкую разветвленную сеть, то в реальности, конечно, были действия этой газеты против государства», - сказал он.



Несмотря на это, сказал Ертысбаев, он бы хотел, чтобы газета продолжила свое существование.



«Я бы не хотел, чтобы газета “Республика” закрывалась, как и любая другая газета. На самом деле я лично крайне заинтересован в том, чтобы таких газет было больше. Мне интересно читать эту газету, видеть, чем дышат наши политические оппоненты, тем более что у меня всегда есть возможность ответить на страницах этой газеты», - сказал советник.



Президент международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева сказала, что судебная тяжба началась как гражданское дело, которое можно было решить в суде, но затем ситуация поменялась.



«То, что мгновенно, до вступления решения в законную силу были перекрыты возможности типографского издания газеты, то, что банк не хочет принимать свои собственные бумаги в погашение долга, наводит на мысль, что это политическая расправа», - говорит Калеева.



«Что бы ни говорили сотрудники банка о том, что нет никакой политической составляющей, вся ситуация говорит о политическом заказе на уничтожение издания», - добавляет она.



Глава Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев также склонен считать, что иск банка не был простым хозяйственным разбирательством.



«Что касается судебного процесса – был ли политический заказ, кто за этим стоит, – могу сказать только одно, что это власть. Потому что позиция газеты [ей] не нравится, - сказал он. – Оппозиционных газет на рынке Казахстана меньше одного процента, но такие газеты как “Республика”, “Тасжарган” – это большая потеря».



В феврале Фонд «Адил Соз» сообщал, что газету «Тасжарган» обязали заплатить 25 тысяч долларов по делу о клевете.



Калеева согласна с мнением, что «Республика» является важной частью медиапространства.



«У нас независимых газет, которые могут позволить себе жесткую и обоснованную критику государственных и негосударственных структур, единицы. После “Тасжаргана” и “Республики” практически и нет», - сказала она.



Тем временем «Республика» и ее сотрудники уверены, что причиной иска послужили именно критические материалы; они намерены сделать все, чтобы газеты выжила.



Татьяна Сергийчук – псевдоним журналиста в Казахстане.



Данная статья была подготовлена в рамках проекта «Защита прав человека и правозащитное образование посредством СМИ в Центральной Азии», финансируемого Европейской Комиссией. IWPR несет полную ответственность за содержание данной статьи, которое никоим образом не отражает взгляды стран Европейского Союза.

As coronavirus sweeps the globe, IWPR’s network of local reporters, activists and analysts are examining the economic, social and political impact of this era-defining pandemic.

VIEW FOCUS PAGE >