Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

Закрытие Азербайджанского Независимого Телеканала

Неожиданное закрытие популярного телеканала АВА нанесло серьезный удар по независимым СМИ Азербайджана.
By

Одна из самых влиятельных независимых телекомпаний Азербайджана на прошлой неделе прекратила вещание. Владелец компании заявил, что правительство пытается присвоить себе ее современное высококлассное оборудование.


Двадцатисемилетний президент телекомпании АВА Фаик Зульфугаров записал свое объявление о прекращении вещания на видеопленку. Эта запись была продемонстрирована работникам телеканала в конце банкета, посвященного его двухлетнему юбилею.


Все 200 сотрудников, отмечавшие годовщину в популярном картинг-клубе, были повергнуты в шок. Многие не выдержали и заплакали.


Несколько часов спустя, налоговые власти задержали в Баку два грузовика, которые вывозили с телекомпании оборудование на сумму в 320 000 долларов США. В пресс-сообщении, выпущенном министерством по налогам, говорилось, что это оборудование было приобретено телекомпанией незаконно, но подробностей в нем не сообщалось.


АВА имела самую многочисленную аудиторию в стране, составляющую почти половину 8-ми миллионного населения Азербайджана. Однако за последний год компанию терзали налоговые проверки и обвинения в недостатках в финансовом управлении телекомпанией. Более того, власти заявили, что телеканал задолжал им несколько сотен тысяч долларов. 22 мая за уклонение от уплаты налогов был арестован финансовый директор компании, который по сей день находится в тюрьме.


Телекомпания ретранслировала российские каналы РТР, НТВ и ОРТ, замещая 5,5 часов вечерних программ РТР передачами собственного производства.


Когда в мае этого года АВА стала ежедневно транслировать получасовые новости CNN с переводом на азербайджанский язык, рейтинг телеканала поднялся еще выше. Эти передачи обеспечили миллионам азербайджанцев бесплатный доступ к международным новостям.


Предполагалось, что видеообращение Зульфугарова, а также обращения других сотрудников АВА будет транслироваться в то время, когда телеканал переключает свое вещание с РТР на местные азербайджанские программы.


Согласно информации полученной из АВА, правительство воспрепятствовало этой трансляции, отказавшись отключить передачи РТР. Вместо обращения Зульфугарова, телезрители смотрели латиноамериканский сериал.


Предположительно, президент телекомпании и ее технический директор Эльчин Султанов находятся в США, там где они и остались после участия в конференции CNN два месяца назад. Их точное местонахождение не известно, и согласно представителям телеканала, связь с ними была прервана до сообщения к сотрудникам АВА.


Президент АВА публично обвинил правительство в том, что оно намеренно усилило давление на его телеканал, чтобы завладеть его высококачественным телеоборудованием. Действительно, по мнению многих, АВА имела лучшее трансляционное оборудование на всем Кавказе, предполагаемой стоимостью, по меньшей мере, в 500 000 долларов США. В своем обращении к Зульфугаров заявил о возможном возобновлении работы телекомпании в сентябре.


Закрытие АВА стало очередным этапом давления на независимые телерадиокомпании в Азербайджане, недавно вступившем в Совет Европы. В январе и феврале в стране были закрыты несколько независимых телекомпаний из-за отсутствия у них лицензий на вещание, хотя они подавали заявления на получение этих лицензий в течение нескольких лет. Телекомпании АВА, которая арендовала свою частоту у государства, также было отказано в лицензии на собственную эфирную частоту.


С закрытием АВА число независимых местных вещателей Азербайджана сократилось до 12-ти, цифра не выдерживающая сравнения с 100 независимых вещательных компаний в соседних Грузии и Армении с меньшей численностью населения.


Шаин Рзаев - постоянный корреспондент IWPR.