Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

Грузинские СМИ обвиняются в пристрастии в пользу властей

Звучат заявления о том, что во время войны контролируемые властями пресса и телевидение ввели многих людей в заблуждение по поводу их безопасности.
By Natia Kuprashvili
Бежав во время прошлогодней войны из родного села, которое находится рядом с Цхинвали, 33-летний Арчил Размадзе оставил там все, что было нажито его родителями и им самим.

В том, что сегодня у него нет «ни кола, ни двора», Арчил винит национальные СМИ. Из-за них, говорит он, из-за того, как убедительно сообщали они об успехах грузинской операции против мятежного южноосетинского режима, беда застигла его врасплох.

«Когда все грузинские телекомпании утверждали, что Цхинвали контролируют грузинские войска, осетинские боевики уже хозяйничали в моем селе - Дисеви», - рассказывает Арчил, который сейчас вместе с другими беженцами живет на территории одного из детских садов города Гори.

«Нас никто не предупредил об угрозе, в результате мы потеряли все, что можно было потерять. Эта ложь повлекла гибель многих мирных граждан».

Подобные претензии к средствам массовой информации предъявляют не только беженцы. Так, группа экспертов, которая при поддержке фонда «Открытое общество - Грузия» изучила работу всех национальных вещателей во время августовской войны, заключает, что в тот период грузинские электронные СМИ транслировали аудитории «одностороннюю, часто непроверенную информацию».

По словам экспертов, увлечение властей Грузии пропагандой, которую распространяют подконтрольные им СМИ, создает угрозу грузинскому населению конфликтных зон.

«Грузинские СМИ, особенно центральные телеканалы, часто передают сенсационные материалы из конфликтных зон. Мы провели расследование нескольких фактов и выяснили, что распространенная информация не была предварительно проверена, или же была намеренно искажена», - сказал исполнительный директор «Human Rights Centre» Уча Нануашвили.

«Например, отдельные криминальные инциденты в Гальском районе [Абхазии, где этнические грузины составляют большинство населения], преподносились как запланированные акции абхазской стороны против грузинского населения. Также сообщалось о введении в Гальском районе комендантского часа, что не соответствовало действительности. Таких фактов десятки, подобные сюжеты создают угрозу грузинскому населению конфликтных зон, так как способствуют разжиганию этнической розни».

По словам политолога Рамаза Сакварелидзе, одним из последних проявлений использования властями средств массовой информации в целях пропаганды стало освещение доклада Комиссии ЕС по расследованию августовской российско-грузинской войны 2008 года. Как известно, этот доклад, опубликованный 30 сентября, констатирует, что нападение Грузии на Цхинвали не может быть оправдано с точки зрения международного права.

«В подконтрольных властям СМИ отдельные пункты этого доклада, содержащие критику грузинских властей, исчезли, - сказал Сакварелидзе. - Еще одним примером можно назвать тот факт, что в Грузии блокируется вещание российских информационных каналов».

На ухудшение качества свободы грузинских СМИ указывают и международные организации. По их заявлениям, несмотря на наличие качественного законодательства, грузинские средства массовой информации подвергаются давлению со стороны властей, использующих их в своих целях.

В отчете Freedom House «Переходные страны - 2009» говорится: «Конституция Грузии обеспечивает свободу слова и выражения и запрещает цензуру. На практике, однако, отдельные журналисты и владельцы СМИ иногда подвергаются давлению, а право на свободный доступ к информации, закрепленное конституцией и законом, часто нарушается. Доминирующее положение в сфере СМИ занимают средства массовой информации, владельцы которых поддерживают политическое руководство страны».

На грузинском телевидении доминируют три вещателя - Общественное телевидение и частные телекомпании «Рустави-2» и «Имеди». Хотя эти телеканалы отличаются по структуре и владельцы у них разные, их информационные программы в точности повторяют друг друга.

Компания «Имеди», прежде принадлежавшая бизнесмену Бадри Патаркацишвили и считавшаяся рупором оппозиции, во время политических беспорядков в Тбилиси в ноябре 2007 года была отключена от эфира. Это произошло после того, как ее офис подвергся разгрому со стороны сотрудников грузинских правоохранительных органов. Сегодня ею руководит один из лидеров правящего Национального движения Грузии, бывший руководитель администрации президента Георгий Арвеладзе.

Власти Грузии, между тем, категорически отрицают утверждения о том, что они оказывают давление на СМИ.

Президент Михеил Саакашвили считает, что «в Грузии улучшается качество демократии, а СМИ становятся все более свободными».

В последний раз глава государства заявил об этом 25 сентября - с трибуны ООН, упомянув в качестве доказательства своих слов тот факт, что грузинские власти выдали оппозиционному каналу «Маэстро» разрешение на спутниковое вещание.

Об отсутствии давления со стороны властей говорят в официальных комментариях и представители ведущих телекомпаний.

«Я больше полугода работаю тут, и за этот период ни разу не имели места факты давления или каких-либо указаний со стороны властей», - сказала продюсер информационной службы Общественного телевидения Мака Гаприндашвили.

«У нас есть специальное руководство – по какому принципу отбирать и как подавать те или иные новости, в первую очередь касающиеся конфликтных зон. За любое отступление от этих правил можно потерять работу», - сказал редактор информационной службы одного из грузинских телеканалов, пожелавший остаться неизвестным.

С большим скептицизмом относятся к новостям от лидеров грузинского телевидения простые граждане.

«Послушать, что говорят по радио или телевизору, так можно подумать, что в Абхазии и Цхинвальском регионе что ни день происходят новые инциденты и провокации. Может, это и так, но это нигде не перепроверишь – все говорят одно и тоже», - сказал 32-летний житель Тбилиси Гия Барамия.

Натия Купрашвили, независимый журналист, Тбилиси