Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

ГРУЗИНСКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ ПРОТЕСТУЮТ ПРОТИВ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВА

Обязательства Саакашвили обеспечить свободу слова в стране подвергаются сомнению после того, как по неясным причинам закрылись ряд средств массовой информации и известных программ.
By Revaz Sakevarishvili

В Грузии продолжается скандальное препирательство между чиновниками нового правительства президента Михаила Саакашвили и независимой медиа. Журналисты утверждают, что критика подавляется при помощи государственной кампании, нацеленной на контроль информации.


В первую очередь в пример подобного воздействия приводится недавняя остановка популярной телевизионной передачи «Арчеванис Згварзе» («На грани выбора», независимый телеканла «Мзе»), давно критиковавшей многие аспекты политики правительства.


В частности, передача с сомнением отнеслась к официальной версии гибели весной этого года премьер-министра Зураба Жвания, объявленной несчастным случаем в результате отравления газом, и подвергла сомнению процесс следствия.


Представители правительства отрицают, что имели какое бы то ни было отношение к закрытию «Арчеванис Згварзе». Но журналисты напоминают о том, что верный союзник Саакашвили парламентарий Гига Бокерия появился в передаче незадолго до ее остановки и использовал свое выступление, чтобы подвергнуть «Арчеванис Згварзе» критике «за непрофессионализм и ориентированность на сенсации».


Бокерия высмеял ведущего телепередачи, Ираклия Имнаишвили за его рассказ о недавнем столкновении в Тбилиси между полицией и приблизительно 100 сторонниками группы борцов, задержанных по обвинению в вымогательстве. Имнаишвили сравнил это происшествие с подавлением грузинских демонстрантов - сторонников независимости, советскими войсками в 1989 году, когда погибли 19 человек.


Во время нынешнего, июльского инцидента группа сил безопасности разогнала митинг, вызванный решением присудить обвиняемым борцам трехмесячное предварительное заключение. В результате разгона в числе сторонников борцов несколько человек были ранены, среди них оказались представители оппозиционных партий.


Ряд экспертов считают, что правительству Саакашвили не стоило глушить критические голоса, подобные «Арчеванис Згварзе», поскольку грузинская медиа и так находится сегодня под прессингом политического мира, так как слишком во многих случаях связана с ним клановыми узами.


Например, соучредителями той же телекомпании «Мзе» являются парламентарии Давид Бежуашвили и Вано Чхартишвили. При этом брат Бежуашвили, Гела Бежуашвили - секретарь Совета национальной безопасности Грузии, а Чхартишвили – глава проправительственной парламентской фракции, и был министром экономики в период экс-президента Эдуарда Шеварднадзе.


Похожая ситуация на ведущем канале «Рустави-2» - телекомпании, которая работала как основная группа поддержки "Национального движения» Саакашвили во время «революции роз». 90 процентами акций «Рустави-2» в настоящее время управляет бизнесмен Кибар Халваши, близко связанный с влиятельным министром обороны Ираклием Окруашвили – Окруашвили в течение многих лет был адвокатом Халваши.


Ираклий Имнаишвили, теперь уже бывший ведущий «Арчеванис Згварзе», говорит, что давление со стороны властей на медиа внешне незаметно, но оно определенно существует.


"Мне лично не звонили ни министры, ни прокуроры, но политика канала изменяется сразу же, как только определенная неприятная тема становится реальной для них. Мы являемся свидетелями 'выворачивания рук по телефону', - сказал он IWPR.


Другие грузинские журналисты утверждают, что они сталкивались и с прямым запугиванием – некоторых даже предупреждали, что их не допустят к правительственным должностным лицам, так как не считают достаточно лояльными.


Неделю назад Кобе Ликликадзе, военному корреспонденту грузинской службы «Радио-Свобода», финансируемой из США, было отказано в интервью с одним из должностных лиц министерства обороны.


"Мне сказала пресс-секретарь министерства, Нана Инцкирвели, что я считаюсь проблематичным журналистом и больше им не подхожу", - сказал Ликликадзе IWPR.


Другой свежий пример - последний печатный тираж районной газеты «Спектри», выходящей в Кахети, на востоке Грузии, исчез со склада после того, как газета опубликовала ряд критических статей о местных органах власти. Администрация Кахети отрицает какую-либо причастность к этому инциденту.


Гела Мтивлишвили, один из репортеров «Спектри», заявил также, что вскоре после этого инцидента неизвестные бросили гранату в его двор.


Несколько месяцев назад в эпицентре скандала оказался редактор другой газеты районной газеты, «Халхис газети», выходящей в Гори, Резо Окруашвили. Он был обвинен в распространении наркотиков. Окруашвили полагает, что обвинения стали возмездием за его критические статьи в адрес местных властей. В настоящее время продолжается разбирательство вокруг этого инцидента.


"В грузинских телекомпаниях развертываются те же самые процессы, которым подверглись российские телевизионные компании", - заявила IWPR Тамар Чиковани, руководитель тбилисского бюро «Радио-Свободы».


"Печатные СМИ были более или менее свободными, но в последнее время официальные власти не скрывают своего раздражения из-за их деятельности и усиливают давление. Короче говоря, все ведется к учреждению так называемой «управляемой демократии», свидетелями которой мы стали в России ", - сказала Чиковани.


Бокерия в свою очередь, отрицает, что правительство хоть раз пыталось ввести цензуру или как-то иначе контролировать медиа. Одновременно он обвинил некоторые издания в безответственности.


"Мы отменили любые ограничения для журналистов. Все законодательные нормы, притеснявшие их в течение многих лет, были отменены», - заявил он IWPR.


"Но владельцы средств массовой информации и большинство журналистов не понимают, что большая свобода подразумевает большую ответственность. Конечно, можно оставаться неэтичным, даже невежественным, но это не освобождает от ответственности. Конечно, я прежде всего подразумеваю моральную ответственность," - отметил Бокерия.


Бокерия в свое время входил в число основателей и «первых лиц» Института Свободы - известной неправительственной организации, которая, как считается, была вдохновителем «революции роз» 2003 года, которая и привела к власти Сакашвили.


За последний период в Грузии закрылось сразу несколько газет и телеканалов, и немногие из владельцев говорят о причинах.


Весной приостановили вещание две телевизионные компании - «9-ый канал» и «Иберия», хотя их владельцы не ссылаются на давление со стороны правительства. Владелец «9-го канала» вообще не комментирует ситуацию, а представители телекомпании «Иберия» заявляют, что канал прекратил работу из-за финансовых проблем.


Из известных газет прекратили существование «Дилис газети» и «Мтавари газети». Однако верно и то, что печатная медиа в Грузии не может содержать себя из-за слабого рынка и нуждается в состоятельных спонсорах.


Ряд наблюдателей также полагают, что многие владельцы средств массовой информации опасаются задевать власти из-за страха перед расследованием собственной финансовой деятельности. В результате активной практикой становится самоцентзура.


Таким образом, утверждают эксперты, многие средства массовой информации в Грузии сегодня перешли в руки людей, близких к руководству Саакашвили, а немалая часть остальной медиа, в особенности в регионах, стала лояльной по отношению к правительству.


Однако, говорить о полном отсутствии критических голосов в грузинской медиа все же преждевременно. В частности, частая критика в адрес правительства Саакашвили звучит в новостных программах телеканала «Имеди» (Надежда), который принадлежит финансовому магнату Бадри Патаркацишвили, бывшему близкому доверенному лицу российского олигарха, ныне проживающего в Лондоне, Бориса Березовского.


С обращением к властям Грузии и иностранным представительствам в стране некоторое время назад выступила группа из примерно 70-ти журналистов, именующих себя Международным медиа-клубом Грузии.


Как сказала IWPR руководитель клуба Магда Попиашвили, "вначале правительство приходит к власти с помощью медиа, а потом притесняет ее всеми средствами и при этом пытается выдать это за простую реакцию на неэтичность и непрофессионализм журналистов. В итоге становится ясно, что власть считает совершенно излишним существование независимой медиа, разоблачающей все ошибки, подозрительные махинации и преступные действия должностных лиц".


Реваз Сакеваришвили, независимый журналист, Тбилиси.