Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

В ТАДЖИКИСТАНЕ УСИЛИВАЕТСЯ КОНТРОЛЬ ЗА СМИ

Завершение парламентских выборов в Таджикистане не привело к обещанной государством либерализации независимых СМИ, более того – происходит обратное.
By Rustam Nazarov

Вопреки прогнозам экспертов, после парламентских выборов 27 февраля контроль государства над средствами массовой информации в Таджикистане не ослаб, а напротив – усиливается.


Аналитики отмечают, что нынешняя волна репрессий началась еще осенью прошлого года, когда власти изъяли целый тираж независимой газеты «Рузи нав», отпечатанный в международной типографии в Бишкеке, и арестовали мини-типографию газеты «Неруи сухан». На руководителей этих газет были заведены уголовные дела.


Тогда эксперты связывали эти меры правительства с приближающимися парламентскими выборами, после чего прогнозировалась новая волна либерализации. Однако эти надежды не оправдались. Кроме того, государство ужесточило контроль за деятельностью неправительственных организаций (НПО).


В настоящее время идут финансовые проверки большинства иностранных НПО. В конце апреля МИД Таджикистана распространил заявление, в котором говорится, что иностранные посольства и международные организации должны ставить МИД в известность о дате и теме встреч с местными НПО, политическими партиями и журналистами, так как «их деятельность угрожает информационной безопасности страны и не отвечает требованиям стратегии развития таджикского общества».


Подобные действия встревожили журналистов и активистов гражданского сектора.


«Мы полагали, что ограничение свободы слова накануне выборов в такой постконфликтной стране как Таджикистан является малоприятной необходимостью», - заявил в интервью IWPR политолог Турсун Кабиров.


«Представители кругов, близких к администрации президента, негласно обещали, что после выборов деятельность оппозиционных СМИ, как и регистрация новых, будет возобновлена, однако этого не произошло».


По мнению Кабирова (интервью с ним состоялось до кровавых событий в Узбекистане), всему виной - революция в соседнем Кыргызстане, после которой изрядно напуганные власти Таджикистана решили предпринять все меры по профилактике подобных процессов у себя в стране. Одной из основных целей «контрреволюционной зачистки» были выбраны независимые СМИ.


До сих пор действует негласный запрет на регистрацию всех видов СМИ - ТВ, радио, газет, даже Интернет-изданий, введенный еще до выборов.


По словам журналистов, попытавшихся открыть собственное издание, представители министерства юстиции открыто заявили им, чтобы они даже не пытались подавать документы на регистрацию, так как им все равно будет отказано - таково указание «сверху».


Один из потенциальных учредителей газеты на условиях анонимности сообщил, что даже попытался предложить чиновнику Минюста взятку, но и это не помогло.


«Не секрет, что многие вопросы в Таджикистане решаются через взятку, - сказал он в интервью IWPR, - Поэтому, когда мне отказали в приеме документов в Минюсте, я попробовал «уладить» этот вопрос деньгами. К моему удивлению, чиновник отказался их взять, сославшись на то, что в вопросе регистрации СМИ никакие деньги не помогут. Им строго запрещено производить регистрации».


Власти опровергают факт наличия запрета на регистрацию новых СМИ. Руководитель первого в Таджикистане информационного Интернет-агентства «Авеста» Зафар Абдуллаев попытался учредить независимую FM-радиостанцию, но также столкнулся с проблемой регистрации. При этом ему было сказано, что запрета на регистрацию не существует.


«В беседе со мной руководитель отдела информации и СМИ администрации президента Кароматулло Мирзоев сказал, что ничего не слышал о таком запрете, и никто таких указаний не давал, - утверждает Абдуллаев. - Он посоветовал вновь обратиться в министерство юстиции».


Абдуллаев выражает тревогу в связи с отходом страны от принципов свободы слова. «Такое положение дел вызывает глубокую озабоченность, - сказал он. - Власти идут на грубое нарушение наших конституционных прав, и никакие революции в соседних странах не могут служить этому оправданием».


«За последние годы мы добились значительных достижений в сфере свободы слова, и нельзя все перечеркивать в одночасье. Тем более практика показывает, что применение силы не обеспечивает устойчивую стабильность, и решение любых проблем возможно только через диалог».


По сведениям Абдуллаева, в очереди на регистрацию скопилось около 30 заявок от потенциальных электронных и печатных СМИ. В их числе газета «Имруз» (Сегодня), возглавляемая журналистом Маратом Мамадшоевым.


По словам Мамадшоева, он уже три раза пытался зарегистрировать свое издание, но каждый раз ему возвращают документы для исправления якобы имеющихся ошибок.


Мамадшоев является членом политсовета Социал-демократической партии Таджикистана, не признавшей итоги парламентских выборов в стране. Он считает, что именно это, а не недочеты в документах, является истинной отказа в регистрации.


Другим примером наступления на свободу слова, вызвавшим обеспокоенность гражданского сектора, стало закрытие в апреле этого года двух частных независимых телекомпаний – «Гули бодом» в Канибадаме и «Сомониен» в Душанбе. По версии властей, первая телекомпания была закрыта до завершения рассмотрения письма руководителя местной администрации, обвинившего «Гули бодом» в нарушении законов о телерадиовещании и выборах. Причиной временного прекращения деятельности ТВ «Сомониен» называется истечение срока ее лицензии на вещание.


Наблюдатели связывают закрытие этих телеканалов с их участием в предвыборной кампании, когда они предоставляли эфир независимым кандидатам в депутаты и представителям оппозиции. Также на ТВ «Сомониен» в рамках проекта американской неправительственной организации «Интерньюс» был организован дискуссионный клуб политических партий страны.


С закрытием «Сомониен» в Душанбе не осталось ни одного независимого телеканала. В регионах страны действуют около десятка независимых телекомпаний, однако все они плохо оснащены, имеют незначительную аудиторию и время вещания. Единственными общедоступными телеканалами, принимаемыми в большинстве районов страны, являются государственное Таджикское телевидение и российская телерадиокомпания (РТР).


Эксперты отмечают, что в стране до сих пор не принято положение о лицензировании в сфере телерадиовещания, в результате чего уже более года приостановлен процесс выдачи и продления лицензий.


В начале апреля в Душанбе состоялся круглый стол с участием представителей Лицензионной комиссии при Комитете по телевидению и радиовещанию РТ, Инспекции связи и журналистов, на котором обсуждался проект «Положения о лицензировании». Представители независимых СМИ подвергли Положение жесткой критике, отметив, что больше половины его статей противоречат Конституции.


«В том виде, в каком проект был нам представлен, нам всем предлагается работать при государственной цензуре более жесткой, чем она была в советскую эпоху, - сказал на условиях анонимности один из участников встречи. - Авторы документа пытаются установить цензуру в Интернете и накинуть «цензурную уздечку» на независимые электронные СМИ, не затрагивая государственные каналы».


Информационная «зачистка» коснулась и иностранных НПО, в основном - американских, поддерживающих проекты по развитию свободы слова и независимых СМИ в Таджикистане.


Так, руководителю Национального демократического института США (NDI), поддерживавшего развитие политических партий и информационного плюрализма, было отказано во въездной визе, а местное представительство этой организации столкнулось с проволочками в регистрации. По неофициальной информации, проблемы возникли и у «Интерньюс», которая уже не первый год испытывает давление со стороны власти.


Рустам Назаров - псевдоним журналиста из Таджикистана