Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

В ТАДЖИКИСТАНЕ УСИЛИВАЕТСЯ ДАВЛЕНИЕ НА НЕЗАВИСИМЫЕ СМИ

В год президентских выборов в Таджикистане давление на независимые СМИ достигло небывалой силы.
By IWPR staff
, что вынесенное в отношении ее решение суда является частью целенаправленной кампании власти по подавлению свободы слова в преддверии президентских выборов.



На первый взгляд, все выглядит достаточно невинно – телекомпания «Сомониен» просто проиграла судебный иск Министерству связи Таджикистана, и теперь обязана погасить предъявленные ей финансовые претензии. Именно такой версии придерживаются официальные лица.



Однако владелец телекомпании «Сомониен» Икром Мирзоев считает иск против своей компании политическим заказом. В пользу этой версии свидетельствует и то, что аналогичные проблемы в последнее время возникли и у многих других независимых таджикистанских печатных и электронных СМИ.



Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов, находящийся у власти с 1994 г., собирается вновь победить на президентских выборах в ноябре, и с этой целью уже нейтрализовал всех серьезных потенциальных соперников.



Давление на независимую прессу в Таджикистане традиционно усиливается накануне выборов.



В ноябре прошлого года в Душанбе завершилась судебная тяжба, тянувшаяся почти десять месяцев, между Государственной инспекцией связи (ГИС) Минсвязи РТ и телекомпанией «Сомониен». По решению Высшего экономического суда Мирзоев обязан выплатить задолженность в размере 5875 сомони ($1,850), которых у него нет. На его имущество наложен арест. ГИС вправе конфисковать оборудование телестудии в счет уплаты долга и, как наиболее дорогостоящий, в первую очередь будет конфискован радиопередатчик.



«Сомониен» - единственная независимая телекомпания, вещавшая на Душанбе, – прекратила работу еще до начала слушаний, после того, как Лицензионная комиссия Госкомитета по телевидению и радиовещанию не продлила ей лицензию на вещание. Пятеро журналистов и семнадцать технических сотрудников телестудии остались без работы.



Мирзоев считает, что его телекомпанию «наказывают» за предоставление эфира оппозиционным партиям накануне парламентских выборов февраля 2005 г.



«Моя телестудия была единственной, организовавшей в канун парламентских выборов теледебаты с участием всех политических партий страны, где, в отличие от передач государственного ТВ, звучала критика в адрес правительства», - говорит он.



Мирзоев утверждает, что телекомпании неправомерно навязали невыполнимые финансовые условия.



«ГИС нарушает все законы, чтобы извлечь для себя финансовую выгоду, - говорит он. – Пять лет назад между телестудией и ГИС был заключен договор о предоставлении радиочастотного спектра, в котором были прописаны все наши платежи. Однако ГИС в одностороннем порядке, не предупреждая нас, ввела дополнительно оплату за частоту, которая очень велика. Через год нам выставили счет, выросший почти на 80%. Эти средства я выплатить не в состоянии, ведь за 5 лет существования моей телестудии она работала всего 14 месяцев. Вот и сейчас мы не вещаем, так как Лицензионная комиссия не продлила нам лицензию».



Глава ГИС Любовь Ковалевская отвергла утверждение Мирзоева о том, что телекомпанию преследуют по политическим мотивам.



«Мы проводим ясную и прозрачную экономическую политику. Прейскурант рассчитан, исходя из эксплутационных затрат. Мы сейчас проводим техническое перевооружение и несем большие расходы, - сказала она IWPR. - ГИС предоставляет канал и решает технические и экономические вопросы. Содержание программ нас не интересует».



За последние два года Мирзоев уже четыре раза обращался в Лицензионную комиссию с прошением о продлении лицензии, но безуспешно.



Комиссия объясняет приостановку выдачи лицензий необходимостью привести инструкции Госкомитета по телевидению и радиовещанию в соответствие с новыми законами в сфере лицензирования. Кроме того, в Комиссии утверждают, что учредительные документы «Сомониен» не соответствуют действующему законодательству.



Мирзоев обратился за помощью в Таджикскую ассоциацию независимых электронных СМИ (АНЭСМИ), работающую уже 8 лет и объединяющую 16 телерадиокомпаний страны.



Исполнительный директор АНЭСМИ Хосият Каст считает, что проблема телестудии «Сомониен» является чисто экономической, и вовсе не склонна примешивать сюда политику.



«Суммы, выставленные ГИС, соответствуют прейскуранту цен Минсвязи, хотя там есть определенные вопросы, - говорит она. – Наша ассоциация ведет переговоры с руководством ГИС, и уже наметились позитивные возможности для решения спора».



Тем временем в положении банкрота оказались еще три телестудии на севере страны – и тоже в результате претензий со стороны Минсвязи.



В городе Истравшане частная телестудия «Уструшана» решением Экономического суда г. Ходжента обязана выплатить более $4 тыс. в счет задолженности перед ГИС Минсвязи.



«Дальнейшее существование телестудии находится под вопросом, ведь мы не в состоянии выплатить такие деньги», - говорит директор ТВ «Уструшана» Бахром Юсупов.



Такие же проблемы стоят перед телестудиями «Исфара» в г. Исфара и «Симо» в г. Пенджикенте.



«Частные телестудии получают мизерные доходы, - говорит Абдумайн Джураев - директор частной телестудии “Симо”, которой выставлен иск в размере более $3,7 тыс. – Мы работаем всего по 2-4 часа в день, а до этого целый год не выходили в эфир, но с нас требуют полную плату за использование частоты за все это время. Где нам взять денег, если мы почти не имеем доходов? В конечном счете это приведет к закрытию альтернативного ТВ в стране».



Уже больше года Лицензионная комиссия не выдает и не продлевает разрешения на вещание, хотя желающих работать в теле- и радиоэфире в стране достаточно. Официальная причина – необходимость привести внутренние инструкции Комиссии в соответствие с новым законом.



«Я изучила этот закон и нигде не нашла указания, что работа Лицензионной комиссии должна остановиться, тем более на такой длительный срок», - говорит Хосият Каст.



Юрист Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) Ориф Азимов говорит: «В соответствии с законодательством, лицензия должна выдаваться в течение месяца, но на деле лицензии уже давно не выдаются вообще никому».



Эксперты предполагают, что лицензии на вещание выдаваться не будут, пока не завершатся президентские выборы, намеченные на ноябрь 2006 года.



IWPR не удалось получить разъяснений по этому поводу у руководства самой комиссии.



В сентябре уполномоченный ОБСЕ по проблемам свободы слова Миклош Харашти направил в МИД Таджикистана письмо, выразив озабоченность в связи с невыдачей телерадиокомпаниям лицензий на вещание.



Харашти также писал о трудностях, испытываемых независимыми печатными изданиями в Таджикистане, и о закрытии ряда из них.



В январе 2005 года – всего за несколько недель до парламентских выборов – якобы из-за технического несоответствия был приостановлен выпуск газеты «Неруи сухан» («Сила слова»), публикующей острые критические материалы в адрес структур власти. Редактор газеты Мухтор Бокизода был осужден по обвинению в хищении электроэнергии, якобы совершенном в его типографии. Заместитель редактора Вахоб Одинаев и журналист Нуриддин Аминов получили сроки за клевету, осмелившись рассказать о фактах взяточничества в Таджикском госуниверситете.



Другая газета - «Рузи нав», отличавшаяся невиданной ранее смелостью и остротой своих материалов о коррупции среди высокопоставленных чиновников, не издается уже более года. Решение о ее закрытии не принималось, но ни одна типография страны не соглашается печатать тиражи газеты, зная о негативном отношении к ней правящих структур.



Попытка печатать газету за пределами Таджикистана - в Кыргызстане - и доставлять в Душанбе закончилась конфискацией в ноябре 2004 года всего тиража «Рузи нав» прямо в аэропорту.



«Сложившаяся ситуация не может быть случайным стечением обстоятельств, - сказал IWPR политолог и журналист Марат Мамадшоев. – Идет массированное давление на СМИ. Это возмутительно. Я не нахожу этому объяснений».



Председатель НАНСМИТ Нуриддин Каршибоев не считает, что увеличение числа исков против независимых изданий само по себе свидетельствует об усилении гонений на свободу слова в преддверии выборов, однако признает: «Власти всегда стремятся усилить контроль над СМИ накануне важных политических событий».



В то время как независимые СМИ чахнут от судебных тяжб и финансовых трудностей, их коллеги в государственном секторе процветают и пользуются поддержкой власти.



Председатель Госкомитета по ТВ и радиовещанию Асадулло Рахмонов сообщил, что в 2005 году только на техническую модернизацию государственного телевидения и радиовещания был выделен $1 млн.



В год президентских выборов финансирование государственных телеканалов и радиостанций по сравнению с прошедшим годом будет увеличено на 25%, а издательства получат прибавку более 40%.



По словам Рахмонова, недавно был открыт новый государственный телеканал «Сафина». Кроме того, государство прибрало к рукам ранее частную телестудию «Пойтахт».



На словах декларируя приверженность принципу свободы слова, на деле таджикское правительство в год выборов поставило государственные и независимые СМИ в заведомо неравные условия.



Как заявил в интервью газете «Азия-плюс» зам. председателя Госкомитета по телевидению и радиовещанию Абдурахмон Абдуманонов, «нам совершенно не безразлично, чем будет наполняться информационное пространство страны, и мы не хотим, чтобы оно наполнялось чуждыми материалами и голосами».