Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

В АРМЕНИИ ОПЯТЬ СПОРЯТ О ТВ

Оппозиционная телекомпания надеется с помощью Совета Европы вернуть себе право на вещание.
By Gegham Vardanian
Критики армянского правительства заявляют, что внесенная в закон о вещании небольшая поправка имеет целью не допустить возвращения в эфир ведущего оппозиционного телеканала страны.

Сторонники компании «А1+», прекратившей вещание в 2002 году, когда ей было отказано в продлении лицензии, надеются заручиться поддержкой Совета Европы, уже выразившего армянским властям свое недовольство в связи с тем, как они относятся к телеканалу.

Согласно обновленному закону о телевидении и радио, который был принят парламентом 10 сентября, к 2015 году все вещательные станции в стране должны стать цифровыми. Начало процесса оцифровки запланировано на 2010 год, с которого вещание будет осуществляться параллельно в аналоговом и цифровом режимах.

В 2010 году начнутся конкурсы на получение лицензий на вещание в новом - цифровом - режиме, и участие в них, как заявляет правительство, смогут принять все ныне функционирующие телекомпании.

Непосредственно для телеканала «А1+» проблема заключается в том, что новый закон продлевает сегодня действующие лицензии до июня 2010 года. Это означает, что до тех пор для других компаний, притязающих на получение лицензии, вещательный рынок Армении будет закрыт.

«А1+» был источником альтернативной информации в то время, когда большинство телеканалов придерживались проправительственной позиции, преобладающей среди армянских электронных СМИ и сегодня. Отключение этого канала от эфира вызвало широкомасштабные акции протеста.

Министр экономики Армении Нерсес Ерицян, представлявший законопроект парламенту, отрицает утверждения о том, что предложенные правительством изменения в закон о телевидении и радио имеют политическую подоплеку. По его словам, решение отсрочить конкурсы на получение лицензий никак не связано с телеканалом «А1+» и является «самым справедливым и открытым механизмом».

«После 2010 года, по истечении срока последней лицензии, все получат равные шансы на участие и победу в конкурсе на вещательные частоты», - сказал министр.

Неубедительными нашли аргументы Ерицяна представители оппозиционно настроенной части армянского законодательного собрания.

«Это завуалированное лишение «А1+» возможности выйти в эфир, участвовать в конкурсе на получение лицензии, - считает член оппозиционной партии «Наследие» Заруи Постанджян. - Это делается для того, чтобы сейчас рынок действующих телекомпаний вдруг не пополнился бы еще одной компанией».

После того, как в июне этого года Европейский суд поддержал иск «А1+» против Армении, телеканал, уже несколько раз безуспешно участвовавший в конкурсах на получение вещательной лицензии, стал надеяться, что теперь, наконец, у него появился шанс вернуться в эфир.

Страсбургский суд посчитал, что, отказываясь предоставить телекомпании «А1+» лицензию, Армения нарушила статью №10 Европейской конвенции по правам человека. 17 сентября решение суда было направлено в Комитет министров СЕ, который представит правительству Армении конкретные рекомендации и будет следить за ходом их выполнения, проводя с этой целью проверки каждые шесть месяцев.

О проблеме «А1+» специально упоминается и в принятой 25 июня резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы по Армении. Этот документ призывает ответственные за выдачу вещательных лицензий органы «обеспечить открытую, справедливую и прозрачную процедуру лицензирования».

В ходе встречи со спикером армянского парламента Тиграном Торосяном 11 сентября директор по политическим консультациям и сотрудничеству Совета Европы Клаудия Лучиани раскритиковала манеру, в которой днем ранее были приняты поправки к закону о телевидении и радио.

«Законопроект был принят наскоро, без европейской экспертизы, и является не шагом к осуществлению резолюций ПАСЕ, а регрессом, а это означает, что правительство и национальное собрание не отнеслись серьезно к предложениям резолюции ПАСЕ», - сказала Лучиани.

Поправленный закон не поддерживают даже некоторые проправительственные политики. Член правящей Республиканской партии, председатель комиссии парламента по вопросам науки, образования, культуры и молодежи Армен Ашотян воздержался при голосовании за изменения в ходе первого чтения и совсем не участвовал в голосовании во время второго и третьего чтений.

«Я не уверен, что упоминающаяся в обосновании закона техническая выгода перевешивает политические риски», - сказал Ашотян в беседе с IWPR.

С призывом отменить поправку выступили пять журналистских организаций. В их заявлении говорится, что «эта инициатива правительства не имеет ничего общего ни с защитой интересов вещателей, потребителей, государства, ни с «обеспечением равных возможностей и предотвращением рыночных потрясений», как отмечается в правительственном обосновании».

Юрисконсульт общественной организации содействия СМИ «Интерньюс» Мовсес Акопян считает, что закон грешит отсутствием единой концепции.

«Нет определенности с процессом перехода на цифровое вещание, - говорит он. - Даже в обосновании законопроекта указывается, что на данный момент невозможно точно оценить технические требования государства, граждан, вещателей, а также ожидаемые расходы. У них нет даже представления о расходах, а что будет, если возникнут расходы, которые бюджет не сможет себе позволить? Что мы будем делать?»

Министр Ерицян опровергает подобные заявления, утверждая, что правительство пытается привлечь к процессу перехода на цифровое вещание – для обеспечения его эффективного осуществления – экспертов извне. «У нас есть программа, но в программе есть пробелы, подводные камни. Для этого мы попросили провести международный аудит, и нам нужна серьезная международная экспертиза», - сказал он.

Директор «А1+» Месроп Мовсисян уверен, что внесенные в закон о телевидении и радио изменения имеют одну цель – не допустить выхода его компании в эфир.

«Это показывает, что власти настолько испуганы возможностью вдруг услышать альтернативный голос, что вновь пытаются задушить в Армении свободу слова», - сказал он.

Гегам Варданян, корреспондент «Интерньюс», Ереван