Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

АРМЕНИЯ: НЕЗАВИСИМЫЙ ТЕЛЕКАНАЛ ЛИШЕН ЭФИРА

За решением закрыть популярный телеканал многие видят нетерпимость правительства по отношению к инакомыслию в средствах массовой информации.
By Ashot Gazazian

Независимый телеканал "A1+", который в марте нынешнего года был официально лишен лицензии на вещание, потерпел поражение в попытках реабилитироваться.


14 июня Кассационный суд Армении – последняя инстанция судебной власти в стране – отклонил иск телекомпании, которая требовала пересмотреть решение о лишении ее лицензии. Руководство и сотрудники телекомпании, а также многие другие СМИ уверены, что «А1+» наказана за самостоятельность суждений и постоянную критику властей страны.


Начав деятельность в 1991 году и проработав в эфире без малейшего срыва последние пять лет "A1+" сумела привлечь широкую аудиторию. В ее сегодняшних проблемах поддержку телекомпании оказали как журналистские и общественные организации, так и ряд депутатов Национального собрания, а также посольство США в Армении и комиссия по делам СМИ Европейского парламента.


И все-таки «А1+» потеряла лицензию. Официально это стало результатом конкурса на владение частотами, объявленного Национальной комиссией в начале марта этого года в соответствии с законом "О теле- и радиовещании".


Выиграла конкурс на эту частоту рекламная компания «Шарм», ядром коллектива которой являются бывшие участники армянской команды КВН (существующая с советских времен телепередача, посвященная состязанию в остроумии и находчивости). Комментируя этот выбор, заместитель председателя Национальной комиссии Шамирам Агабекян заявила о «большей привлекательности планов, представленных компанией «Шарм».


В свою очередь президент Армении Роберт Кочарян исключил возможность вендетты против телекомпании. «А1+» может претендовать и на другие дециметровые частоты, конкурс на которые состоится уже в нынешнем году. Я бы хотел, чтобы «А1+» была в эфире - даже если бы такой телекомпании не существовало, я был бы заинтересован в ее появлении>, - сказал он.


Однако представители большинства армянских СМИ и многих общественных объединений уверены в политическом заказе на устранение «неугодной» телекомпании в преддверии выборов 2003 года.


«A1 plus» активно критиковала руководство страны и регулярно демонстрировала в своих сюжетах отрицательные стороны деятельности власть имущих и решение о лишении ее лицензии - чисто политическое», - заявил основатель канала Месроп Мовсисян.


Он также отмечает, что сразу после решения комиссии у телекомпании отобрали эфир, хотя она могла продолжать работу до тех пор, пока «Шарм» не объявит о выходе в эфир.


С критикой в адрес судей выступил также действующий в Ереване Фонд содействия свободе слова. «Судебная власть боится собственного права на независимость и принимает решения, угодные властям, тем самым порождая в обществе недоверие», - говорится в соответствующем заявлении Фонда.


Созданный при участии юристов, правозащитников и журналистов, Фонд основывает свои суждения на целой серии судебных тяжб с различными СМИ. В том числе это недавний процесс по делу о клевете, инициированный банком «HSBC-Армения» против двух местных газет.


В Армении сегодня много говорят о том, что судебная система здесь слишком зависима от исполнительной власти - судьи, согласно Конституции, назначаются президентом и, соответственно, от них можно ожидать большого рвения угодить тем, от кого зависело это назначение. «Когда конфликт между прессой и представителями госчиновничьего аппарата принимает острые формы, суды, как правило, становятся на защиту интересов бюрократии», - считает президент Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян.


Пресс-секретарь министерства юстиции Ара Сагателян, однако, не соглашается с подобными заявлениями. Действительно, не всегда СМИ терпят поражение в судебном споре с властной структурой.


Так, весной этого года главный редактор оппозиционной газеты «Айкакан Жаманак» Никол Пашинян сумел отстоять свои позиции в судебном разбирательстве, где истцом выступал начальник Главного управления гражданской авиации Армении Ованес Ерицян, обвинявший газету в клевете и использовании оскорбительных слов.


В ноябре прошлого года газета опубликовала заметку, в которой со ссылкой на протокол совещания в управлении гражданской авиации сообщалось, что Ерицян дал поручение своим сотрудникам выяснить, каким образом на бортах самолетов оказываются оппозиционные периодические издания, «представляющие правительство страны в искаженном виде». В посткриптуме к этой информации говорилось, что у главного редактора «Айкакан Жаманак» тоже состоялось совещание, на котором Пашинян дал сотрудникам задание выяснить, «каким образом в государственной системе оказываются дегенераты».


С главного редактора газеты была взята подписка о невыезде. На защиту Пашиняна выступили практически все местные СМИ, и в середине апреля уголовное дело против него было прекращено. Газете повезло - многим, кто имел дело с властями, приходилось гораздо хуже.


Председатель Союза журналистов Армении Астхик Геворкян думает, что реальной защите СМИ мешает недостаточная солидарность журналистов. «Если бы мы могли в нужное время забывать о своих политических пристрастиях и объединяться перед лицом общей угрозы, наши интересы были бы защищены более эффективно>, - считает она.


А пока это остается в Армении только мечтой. Армянские СМИ разбиты на противоборствующие лагеря с разными политическими воззрениями, и эти противоречия, кажется, не собираются сглаживаться.


Ашот Газазян, независимый журналист из Еревана.