Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

АРМЕНИЯ: ВЛАСТИ УСИЛИВАЮТ КОНТРОЛЬ НАД СМИ

В Армении преследуется провинциальный телеканал – началась предвыборная кампания.
By
Самому популярному телеканалу второго по величине города Армении Гюмри грозит закрытие. Руководство телеканала считает это следствием дирижируемой властями кампании, затеянной в ответ на позитивное освещение им деятельности главного кандидата от оппозиции на предстоящих президентских выборах.

В этом критическом положении «Гала» оказался как раз тогда, когда в преддверии назначенных на 19 февраля выборов, на которых официальным фаворитом будет выступать нынешний премьер-министр Серж Саркисян, власти усиливают контроль над телевизионным эфиром.

В Гюмри, население которого составляет около 150 тысяч человек, частный телеканал «Гала» имеет многочисленную аудиторию. Сейчас он обвиняется в уклонении от налогов, и на его имущество и банковские счета наложен арест.

Однако владелец «Гала» Ваган Хачатрян утверждает, что проблемы у канала начались после того, как в сентябре с объявлением о своем возвращении в политику в его эфире выступил бывший президент Армении Левон Тер-Петросян, ныне уже зарегистрировавшийся в качестве кандидата на пост президента.

В беседе с IWPR Хачатрян сказал, что не является сторонником какой-либо конкретной партии и предоставляет эфир всем политическим силам.

Между тем из-за предъявленных каналу «Гала» обвинений все его 37 рекламодателей отказались от дальнейшего сотрудничества с ним. «Уже больше месяца у нас нет рекламы. Налоговые органы назначили нам штраф в размере 26 миллионов драмов (86 тысяч долларов). Но я не собираюсь его выплачивать, мы уже подали в суд встречный иск», – сказал Хачатрян.

По словам Хачатряна, он неоднократно обращался с муниципальным властям с просьбой разрешить ему приобрести или арендовать телебашню, посредством которой вещала его компания, однако, безуспешно.

А в ноябре 100-метровая телебашня, остававшаяся ничейной на протяжении последних лет тридцати, вдруг была объявлена собственностью мэрии города.

«Мне говорили: «Эта башня бесхозная, делай с ней, что хочешь». Я ее отремонтировал, оборудовал, открыл телекомпанию, а теперь мэрия вдруг решила приватизировать эту телебашню. Я заявляю, что готов хоть сейчас купить или арендовать ее», – сказал он.

На одном из судебных слушаний по делу «Гала» Левон Барсегян, который является председателем журналистского клуба «Аспарез», учредившего комитет по поддержке телеканала, предложил властям заключить трехстороннюю сделку с «Аспарез» и «Гала», позволяющую последнему арендовать телебашню по разумной цене, с выплатой определенной суммы за пользование ею в предыдущий период.

Мэр Гюмри заявил, что подобное соглашение может быть достигнуто позднее, однако, финансовые условия сделки, предложенной городскими властями 18 декабря, оказались, как сказал Барсегян, неприемлемыми. По его словам, за разрешение установить антенны на башне телеканалу предлагалось заплатить 200 тысяч драмов, тогда как обычно запрашиваемая в таких случаях сумма не превышает 30-40 тысяч драмов. В качестве компенсации за пользование башней в предыдущие месяцы мэрия затребовала 5,4 миллиона драмов (около 18 тысяч долларов) – этой суммы хватило бы на то, чтобы построить новую телебашню.

В Армении, где большинство электронных СМИ, будучи контролируемыми провластными силами, избегают нарушать навязанные им правила поведения, «Гала» является феноменом. Из действующих в стране телекомпаний около десяти освещают действительность в благоприятном для властей свете. Две компании, служившие альтернативными голосами – «А1+» и «Ноян Топан» – были лишены лицензий на вещание.

Касаясь выдвигаемых против «Гала» обвинений в налоговых махинациях, председатель Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян сказал: «У любой телекомпании – и в первую очередь, у ереванских – возникнут проблемы, если по отношению к ней применить подобный документ о выплачиваемых с доходов от рекламы налогах».

Мониторинг, проведенный в октябре-ноябре текущего года исследовательским центром «Team» при содействии со стороны Ереванского пресс-клуба, показал, что в предвыборный период в выпусках новостей местных телеканалов преобладают сообщения о двух кандидатах – премьер-министре Саркисяне и бывшем президенте Тер-Петросяне. При этом информация о первом из них почти всегда положительная, тогда как тон сообщений о Тер-Петросяне часто очень негативен.

«Если по всем каналам премьер-министр упоминался скорее в положительном, нежели отрицательном контексте – 56 положительных отзывов и два отрицательных, то с первым президентом – все наоборот: шесть положительных комментариев и 111 отрицательных», – говорится в промежуточном отчете по мониторингу.

Например, в ноябре, в тот день, когда в центре Еревана состоялся многочисленный митинг во главе с Тер-Петросяном, Второй канал армянского телевидения начал свой информационный выпуск с сообщений о визитах премьер-министра, прибытии в Армению каких-то делегаций и других официальных новостей. Далее шел обзор международных событий, включавший репортаж о демонстрации в Австралии, участие в которой приняли 200 человек.

Митинг Тер-Петросяна, привлекший несколько тысяч человек, был упомянут лишь под конец выпуска. В ходе репортажа, который длился менее минуты, были продемонстрированы снятые с дальнего расстояния видеокадры митинга, причем выступления оппозиционного кандидата слышно не было. Затем в течение трех минут в эфире канала простые граждане говорили о том, что им не нравится Тер-Петросян, в период президентства которого в 1991-98 годах они не увидели ничего, кроме нужды.

«Телеканалы «Армения», «Шант» Второй армянский телеканал акцентировали внимание на одном из политических деятелей: каждый из них предоставил Сержу Саркисяну более половины эфирного времени», – говорится в отчете.

Однако чиновники, также как и сами телеканалы, о которых идет речь, заявляют, что никакой проблемы нет.

По словам пресс-секретаря правящей Республиканской партии Эдуарда Шармазанова, телекомпании отслеживают то, что имеется, и освещение ими деятельности главы правительства вовсе не является свидетельством их пристрастного к нему отношения.

По данным того же мониторинга, наименее активно деятельность оппозиционных кандидатов освещается телеканалом «Армения», владельцем которого является живущий за пределами страны бизнесмен Жерар Кафесджян. Однако директор выпуска новостей «Армении» Гагик Мкртчян заверил корреспондента IWPR, что никакого «давления сверху» на них не оказывается, и они предоставляют эфир всем кандидатам.

Утверждения о том, что электронные СМИ являются лишь исполнителями воли президентской администрации, опровергает председатель Совета Общественной телерадиокомпании Алексан Арутюнян.

«Не думаю, что какое-либо звено, в том числе и администрация президента, оказывает какое-либо давление или отпускает приказы», – сказал он IWPR.

«Я даю эфир всем на равных условиях».

Критики отмахиваются от заверений Арутюняна, говоря, что, бывший глава администрации президента Роберта Кочаряна и секретарь Совета безопасности слишком близок к властным кругам.

Оппозиционные политики жалуются, что их посылы не доходят до народа. Вот что сказал по этому поводу бывший министр иностранных дел Александр Арзуманян: «Ни один серьезный оппозиционный деятель не имеет никакой возможности выразить свое мнение посредством этих СМИ. Наши средства массовой информации обслуживают тоталитарный, тиранический режим».

Мониторинг выявил только одну телекомпанию, чьи выпуски новостей, по сравнению с информационными программами других каналов, можно назвать непредвзятыми. Это «Еркир Медиа», которая вещает главным образом в столице и принадлежит националистической партии «Дашнакцутюн», входящей в состав правящей коалиции.

Тер-Петросян, в будущность свою президентом объявивший партию «Дашнакцутюн» вне закона, сегодня весьма часто фигурирует в новостных программах канала «Еркир Медиа», директор которого Гегам Манукян говорит, что «давление оказывается только на тех, кто хочет этого».

«За все это время наша телекомпания не получила ни одного намека, угрозы или совета по поводу того, что нам следует выпускать в эфир, а что – нет», – сказал он.

Тагуи Товмасян, корреспондент газеты «Чорорд ишханутюн»