Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

АЗЕРБАЙДЖАН: ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ МОГУТ ПОТЕРЯТЬ ЭФИР

По заявлению правительства, независимые вещательные организации незаконно ретранслируют передачи иностранных станций.
By Mina Muradova
Из-за споров по поводу лицензий, три западные радиостанции стоят перед опасностью потерять эфир в Азербайджане с нового года.

В настоящее время слушатели могут ловить программы ВВС, Радио Свобода и Голос Америки на азербайджанском языке, а также телевизионные новости Голоса Америки, ретранслируемые на высоком уровне местными радиостанциями.

Однако Национальный совет теле и радиовещания (НСТР) утверждает, что ретрансляция нелегальна, и, следовательно, местным станциям придется заново подавать заявки на получение лицензии.

Председатель НСТР Нушираван Магеррамли предупредил популярную телерадиокомпанию ANS, которая предоставляет свои частоты для ретрансляции всем трем радиостанциям и телепрограмме станции Голос Америки, что она столкнется с «серьезными санкциями», если продолжит ретрансляцию после 1 января. Были предупреждены еще две станции, Азербайджанское государственное радио и радио Антенн, которые также ретранслируют иностранные станции.

«Мы предупредили все каналы о серьезности наших намерений и, если они не будут действовать согласно закону, последующее решение будет очень жестким и их положение усугубится», – заявил Магеррамли на пресс-конференции. Он также заявил, что ANS не получит лицензию на вещание, если не прекратит ретрансляцию иностранных станций.

Указанные три иностранные станции не могут контролироваться правительством страны. Они имеют широкую аудиторию в Азербайджане. К примеру, около 7 процентов населения слушают ВВС, ретранслируемую радио ANS.

По заявлению упомянутых иностранных станций, им неизвестно, что именно правительство Азербайджана требует от них. Они не знают также, что следует сделать для продолжения вещания.

«Никто нам не говорит, какой именно закон нам следует соблюдать, – заявил IWPR журналист одного из иностранных станций, пожелавший остаться неназванным. – Они говорят, что все еще думают об этом. Но ведь, несмотря на это, с января трансляция прекращается, а на подачу заявки для получения новой лицензии у нас не остается достаточного времени. Кроме того, еще не принято решение, какой будет новая лицензия, и сколько она будет стоить».

НСТР – организация, регулирующая вещательные лицензии в Азербайджане, была создана три года назад, но активную работу начала лишь год назад. В прошлом году, представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по вопросам свободы СМИ Миклош Харасти выразил озабоченность в связи со способом формирования НСТР, так как все 9 его членов назначаются президентом страны.

Некоторые аналитики считают, что данные действия правительства направлены не только против иностранных станций, но и против ANS, самого популярного и профессионального телевидения в Азербайджане, вещающего уже на протяжении 15 лет. Радиостанция компании на втором месте по числу слушателей, составляющих 20 процентов всей аудитории. Согласно оценкам Совета Европы, ANS был самым политически независимым электронным средством массовой информации во время парламентских выборов 2005 года.

Соучредитель и вице-президент ANS Сейфулла Мустафаев в интервью газете «Гюн» заявил, что компания уже три года безуспешно добивается продления лицензии: «На протяжении всего периода мы неоднократно обращались с просьбой продлить нам лицензию, но в ответ слышали только обещания о рассмотрении этого вопроса. По последним данным, лицензию нам обещают в конце этого года либо в январе следующего".

Еще один эксперт в области СМИ Зейнал Мамедли не скрывает своего удивления: «Как можно затягивать выдачу лицензии каналу с 2003 года? Это политическое давление со стороны властей, которые не хотят иметь в стране альтернативные источники информации».

«Вполне возможно, что есть лица, желающие сменить владельцев ANS, прибрав тем самым к рукам экономически рентабельный канал. Учитывая как политическую, так и экономическую монополию в Азербайджане, власти хотят одним выстрелом убить двух зайцев».

Директор бакинского института прав СМИ Рашид Гаджили отметил, что налоговая инспекция сейчас проводит в ANS всестороннюю проверку, что указывает на политическое давление на канал, который является «более или менее объективным» в оценке политических событий.

Гаджили также поставил под сомнение законность запрета ретрансляции западных радиостанций, заявляя, что по действующему законодательству вещательные компании имеют право ретранслировать другие станции.

«Почему данный запрет должен распространяться только на эти три радиостанции, тогда как в стране без лицензии ведется вещание других зарубежных теле и радиокомпаний, в частности, российских, турецких или французских? – вопрошает Гаджили. – Учитывая, что эти радиостанции [ВВС и другие] вещают в основном на азербайджанском языке, и их программы касаются, главным образом, политических тем, складывается впечатление, что решение НСТР имеет политический подтекст».

В связи с намеченным запретом бьют тревогу как местные, так и зарубежные журналисты и слушатели.

«Я люблю слушать азербайджанскую службу ВВС. В отличие от наших радиостанций, у них очень высокопрофессиональные радиопередачи. Во время выборов я их слушал каждый вечер. Жаль, что в будущем году ВВС передавать не будут. Мне придется изучить английский и слушать всемирную службу ВВС», – говорит слушатель азербайджанской службы ВВС Эльшан Оруджев.

Данное решение осудила и организация по защите прав СМИ "Репортеры без границ". «Оно направлено против зарубежных СМИ, чья независимость, кажется, пугает правительство Азербайджана», – говорится в заявлении организации.

Представитель неправительственной организации Институт свободы и безопасности репортеров считает меры, предпринимаемые правительством, подготовкой к предстоящим в 2008 году президентским выборам.

«Делать это во время выборов сложно, – говорит он. – Поэтому власти прибегают к таким мерам для устранения альтернативных источников воздействия на общественное мнение».

Мина Мурадова и Адалят Баргарар, псевдонимы журналистов, работающих в Баку.