Institute for War and Peace Reporting | Giving Voice, Driving Change

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ГАЗЕТА ПОД УГРОЗОЙ ВЫСЕЛЕНИЯ

Оппозиционные журналисты считают, что власти пытаются их запугать.
By Sabuhi Mammadli
Одна из самых популярных газет Азербайджана может оказаться «на улице» в результате санкций, которые наблюдатели называют очередной попыткой властей оказать давление на оппозиционные СМИ.

Уже 14 лет редакция «Азадлыг» (Свобода) работает в центре Баку по адресу Хагани, 33, и сегодня газету обвиняют в неуплате ренты. Помимо того, что газете грозит выселение, ей, возможно, придется еще и выплатить штраф в размере 35 тысяч долларов США.

Недавно комитет по управлению государственным имуществом подал иск в Экономический суд Азербайджана о выселении всех находящихся в этом здании организаций. В числе последних – оппозиционные группы, которым это здание служило своего рода штаб-квартирой – и Партия Народного Фронта, правившая страной в 1992-93 годах. «Азадлыг» отражает политическую линию именно этой партии.

Официальной причиной планируемых в отношении «Азадлыг» мер называется неуплата ренты.

«Думаю, что спустя столько лет подняв этот вопрос, власти пытаются оказать политическое давление на одну из самых популярных оппозиционных газет в стране, – сказал директор газеты Азер Ахмедов. – А требование государственного комитета о выплате огромной суммы просто незаконно, так как в свое время данный офис был передан редакции в безвозмездное пользование. Кроме того, никакого договора об аренде между редакцией и госкомитетом не было».

«Азадлыг» начала выходить в 1989 году, когда в Азербайджане активизировалось движение за независимость. На улицу Хагани газета переехала в 1992 году, когда у власти находился Народный фронт. С тех пор она числится в ряду самых популярных газет на азербайджанском языке и занимает критическую позицию по отношению к политике, проводимой нынешним руководством Азербайджана.

Местные аналитики говорят, что иски, подобные иску против «Азадлыг» – это давно опробованный властями метод оказания давления на независимую прессу.

«Газету выселяют по абсурдным причинам... Нет гарантий, что переселение не повторится с другими оппозиционными газетами и партиями», – сказал в беседе с IWPR независимый политолог Халид Казымлы.

В пример он привел оппозиционные газеты «Миллет» и «Ени Мусават» – первой пришлось поменять несколько адресов, вторая уже однажды была выселена, а теперь стоит перед весьма реальной перспективой получить отказ в продлении арендного договора.

По утверждению пресс-службы мэрии Баку, власти города в начале девяностых годов не имели права отдавать государственное здание в пользование какой-либо организации «безвозмездно».

«Эта газета уже 14 лет занимает государственное здание и не платит государству арендную плату. Это здание не является собственностью газеты. Мы не рассматриваем требуемую нами сумму как долг. Это размер ущерба, нанесенного государству», – заявили IWPR в пресс-службе.

Главный редактор «Азадлыг» Ганимат Захид считает, что выселение не самое страшное из угрожающих газете зол.

«Газета не против платить аренду, но если суд присудит ей штраф в размере 35 тысяч долларов, газета просто не сможет дальше существовать... Если они смогут таким образом заставить нас замолчать, другие структуры власти будут поступать так же со всеми газетами, которые им не нравятся», – сказал он.

Эту точку зрения разделяет политолог Халид Казымлы: «Если сегодня комитет по управлению госимуществом добьется своего, завтра по таким же абсурдным причинам таможенный комитет откажется пропустить через границу бумагу, которую газеты привозят из-за рубежа. Министерство по налогам тоже найдет причины, чтобы придраться к газетам, которые критикуют их».

«Поэтому газеты или просто закроются, или перестанут писать правду. А это и есть нарушение демократии», – сказал он.

Угрожающие «Азадлыг» санкции стали предметом горячих споров в парламенте. С речью по этому поводу выступил депутат Асим Моллазаде, который осудил происходящие в последнее время в Азербайджане нападки на СМИ и журналистов и предложил создать специальную комиссию для изучения ситуации с выселением "Азадлыг".

Вице-спикер Милли Меджлиса Бахар Мурадова назвала необоснованными тревоги Моллазаде за независимые СМИ, заявив, что в Азербайджане свободы слова "более чем достаточно".

Мурадова признала, что газета "Азадлыг" имеет заслуги перед "национальным движением", но, тут же добавила она, «это не значит, что она должна быть неприкосновенной».

Спикер Октай Асадов в заключении дискуссии заявил, что «Азадлыг» вправе подать встречный иск против комитета по управлению госимуществом.

Газета так и поступила – иск подан, но дата слушаний все еще не определена.

За развитием ситуации, в которой оказалась «Азадлыг», с тревогой наблюдают все азербайджанские СМИ. Редактор «Ени Мусават» Рауф Арифоглу сказал IWPR: «Три года назад – после президентских выборов – то же самое действие было предпринято против нашей газеты. Нас вместе с партией Мусават незаконно выселили из здания, в котором мы проработали десять лет. Нам пришлось долгое время выпускать газету в приютившей нас редакции «Азадлыг». Теперь их тоже выселяют. Такими способами можно помешать свободной прессе, но уничтожить ее не так легко».

Между тем на протяжении всей последней недели в столице не прекращаются массовые акции протеста, организованные коллективом газеты «Азадлыг» и политическим блоком с тем же названием. Пресс-секретарь партии Народный Фронт Исак Авазоглы сказал IWPR, что митинг, проводившийся в Баку 2 ноября, был разогнан полицией, несколько активистов подверглись арестам.

Часть сотрудников газеты "Азадлыг" начали голодовку в здании редакции.

По словам Авазоглы, митинги и голодовка продолжатся до тех пор, пока не будет найдено справедливое решение вопроса.

Сабухи Мамедли, корреспондент газеты «Ени Мусават», Баку

АРМЕНИЯ: РОССИЯ НАРАЩИВАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ

Оппозиция возмущена продажей очередного стратегического объекта российскому инвестору.

Наира Мелкумян, Ереван

Приобретение российской компанией «Вымпелком» контрольного пакета акций армянского оператора связи «Арментел» упрочило и без того весьма ощутимое экономическое влияние России в Армении.

На прошлой неделе «Вымпелком» купил у греческой OTE принадлежавшие ей 90 процентов акций компании «Арментел», которая является монополистом в сфере фиксированных коммуникаций и предоставления Интернет-услуг в Армении, а также частично владеет местной сетью мобильной связи. Остальные 10 процентов принадлежат государству.

Сделка заключена по итогам тендера, состоявшегося 3 ноября: «Вымпелком», работающая под торговой маркой «Билайн», выиграла право на покупку акций у двух компаний – российской МТС и арабского консорциума ETISALAT.

Не исключено, что в скором будущем компания-победительница получит полный контроль над «Арментелом»: власти Армении готовы уступить «Вымпелкому» свою долю в компании при условии, что тот откажется от позиции монополиста в секторе телекоммуникаций.

Решение о продаже было принято сразу после официального визита президента Армении Роберта Кочаряна в Москву, где его российский коллега Владимир Путин назвал «постыдным» тот факт, что по объемам вкладываемых в армянскую экономику инвестиций Россия занимает всего лишь третье после Германии и Греции место.

Эта сделка, которая стала новым дополнением в ряду соглашений, передавших под российский контроль стратегически важные объекты армянской экономики, пришлась на время некоторого охлаждения в отношении к России со стороны местного общественного мнения. Это ослабление симпатий является реакцией на неудобства, которые Армения вынуждена терпеть из-за наложенных на соседнюю Грузию экономических санкций, а также на участившиеся в России случаи ксенофобских нападений на кавказцев, в том числе армян.

В настоящее время российские компании владеют в Армении Севан-Разданским каскадом гидроэлектростанций, Разданской ТЭС и управляют Мецаморской АЭС, на которую приходится 75 процентов вырабатываемой в стране электроэнергии. «Российские железные дороги» претендуют на получение в долгосрочную аренду местной железнодорожной системы, а совместное армяно-российское предприятие "Армросгазпром" владеет значительной частью газовых сетей страны.

Оппозиционеры заявляют, что продажа российской стороне стратегических объектов губительна для Армении.

«Вы только посмотрите – по межгосударственным договорам армянские территории переданы бессрочно российской стороне под военную базу, сфера энергетики, связь, железнодорожная система по большей части отданы России. Все это существенно ослабляет независимость Армении», – считает член правления бывшей правящей партии Армянское общенациональное движение Арам Манукян.

Подобные заявления опровергает второй по влиянию человек в Армении, министр обороны Серж Саркисян. "По сегодняшний день вы не сможете найти примеры того, как находящийся в Армении российский капитал использовался в качестве орудия политического давления", – сказал он журналистам.

Лаконично на этот счет высказался премьер-министр Андраник Маргарян. «Россия нам не враг», – просто сказал он.

ОТЕ владела армянской «Арментел» с 1997 года, купив ее за 142,5 миллиона долларов и с тех пор инвестировав до 300 миллионов в ее развитие.

В том случае, если сделка с «Вымпелкомом» будет одобрена правительством Армении, российская компания заплатит за «Арментел» 342 миллиона евро и возьмет на себя долги армянской компании в размере свыше 40 миллионов долларов.

Генеральный директор компании "Вымпелком" Александр Изосимов сказал: «Занимая около 40 процентов рынка сотовой связи Армении, компания "АрменТел" имеет достаточно сильные позиции, которые мы планируем еще более упрочить".

По данным армянского министерства торговли и экономического развития, в 2005 году впервые с 1991 года Россия оказалась не на позиции ведущего инвестора Армении.

«Желание России закрепиться в Армении как наиболее стабильной стране Южного Кавказа понятно, так как к российскому бизнесу здесь отношение получше, чем в той же Грузии», – сказала политолог Анна Арутюнян.

Однако лидер оппозиционной Демократической партии Арам Саркисян считает предосудительной легкость, с которой правительство уступает контроль над экономикой страны. «Все генерирующие объекты практически находятся в руках России. Проблема не в России, это страна наш союзник и я за углубление сотрудничества с ней, но государство должно иметь контроль над объектами стратегического значения», – заявил он IWPR.

Также критически армянская общественность отнеслась к решению правительство передать полномочия по управлению 10-процентного пакета акций «Арментел» министру транспорта и связи Андранику Манукяну.

Однако депутат проправительственной Объединенной трудовой партии Григор Конджеян говорит, что это решение – чисто техническая мера.

«Ничего странного в этом нет, так как коллегиальное управление создает излишнюю волокиту, и для простоты и прозрачности принято решение делегировать полномочия правительства должностному лицу», – сказал он.

Но лидера оппозиционного блока “Национальные демократы” Аршака Садояна эти аргументы не убеждают. «Передача акций министру транспорта и связи может означать лишь одно – то, что ему дается право продать 10 процентов государственных акций. Если так произойдет, то это можно считать государственной изменой».

А простых граждан, которые за последние годы неоднократно имели повод быть недовольными армянской «Арментел», волнует только то, как сделка с российской компанией скажется на качестве телефонной связи.

«Мне все равно, кто будет оператором, – сказал житель Еревана Сурен Минасян. – Доступная и качественная связь – вот что нужно простому потребителю».

Наира Мелкумян, независимый журналист, Ереван