Назгуль Турдубекова: «Надо подчеркнуть, что рэкетирами часто становятся дети чиновников»

Автор: Бишкекский пресс-клуб

Назгуль Турдубекова: «Надо подчеркнуть, что рэкетирами часто становятся дети чиновников»

Автор: Бишкекский пресс-клуб

«Если не принять срочные меры, мы можем получить из тех же школ уже готовые «кадры» для пополнения сил криминалитета», - сказала в интервью ВРС Назгуль Турдубекова, руководитель ОФ «Лига защитников прав ребенка». 

ВРС: Как ваша организация борется с рэкетом в школах?

Назгуль Турдубекова: Наша организация в течение 2010 года при поддержке Центра ОБСЕ в Бишкеке провела 17 форумов во всех регионах Кыргызской Республики на тему: «Кыргызстан для жизни без рэкета в школе». Поводом для этого послужили многочисленные заявления со стороны учеников и их родителей о том, что дети стали жертвами рэкета в школе. Они к нам обращались от безысходности, так как дети уже не могли посещать школу, или же это были смертельные исходы, ребенок погиб, и родители приходили к нам, чтобы мы оказали содействие, чтобы тех детей, которые совершили рэкет, привлекли к уголовной ответственности.

И, конечно же, мы провели опрос всех участников данного процесса - учителей, уполномоченных органов по защите детей, ОПЗД, сотрудников ИДН. Очень много работали как с учениками, как с учителями, так и с родителями. И вывод следующий: рэкет в школе сегодня, к сожалению, прогрессирует, особенно в регионах. Если директор школы не заинтересован работать по профилактике данного явления, это одна из основных его причин. Во-вторых, сотрудники ИДН загружены посторонней работой и не успевают выполнять свою функциональную миссию, а они как раз должны работать на профилактику. Необходимо, чтобы сотрудники ИДН искореняли

школьный рэкет. Но мы увидели, что у сотрудников ИДН, оказывается, нет никаких ресурсов, чтобы они могли эффективно вести профилактическую работу или проводить мероприятия по искоренению рэкета.

Например, в регионах на одного сотрудника ИДН приходится по 10 школ. Между школами - от двух до десяти километров. Естественно, сотрудник ИДН приезжает на случаи рэкета, когда это случилось, и просто фиксируют данный случай. Но они не успевают приехать на предотвращение. Более того, у сотрудников ИДН, оказалось, что нет денег на мобильную связь, нет собственной машины, нет финансовых средств на транспортные расходы, они делают это за свой счет. Естественно, от такого сотрудника, у которого практически нет ресурсов, невозможно требовать эффективного выполнения своих обязанностей.

Потом мы увидели, что и в регионах, и в городе Бишкеке у сотрудников нет своих кабинетов, то есть вопрос защиты детей в структурах правоохранительных органах и в государстве не стоит в приоритете. Дети считаются второстепенным вопросом. Сотрудники ИДН просто ходят по разным кабинетам или находятся в общих кабинетах с какими-то другими сотрудниками милиции. У них нет библиотек, нет компьютеров. Ведь школьный рэкет сегодня - это вызов нового времени, он имеет способность распространяться при помощи той же мобильной связи.

Сегодня к нам в организацию обратилась женщина, которая стала свидетелем того, когда вся школа подвергается рэкету, и там рэкетирами выступают уже взрослые молодые мужчины, среди них есть даже представители криминала.

До сих пор к нам обращаются из Таласской области: там уже настолько все усложнилось, что ни милиция, ни администрация школы ничего не могут с этим сделать, они уже смирились. В Иссык-Кульской области тоже большая проблема, особенно Тюпский и Тонский районы, там тоже уже практически смирились с тем, что есть такое явление, и нужно уже готовиться к тому, что шестиклассник через два года будет поставщиком сбора для старших рэкетиров.

Надо подчеркнуть, что рэкетирами часто становятся дети высокопоставленных чиновников.

В Джалал-Абаде сотрудник образования сказал: «Это бесполезно. У нас был случай, что милиция задержала ребят, которые организовали драку, поводом было вымогательство денег. А через полчаса приехали высокопоставленные родители на дорогих машинах и детей забрали».

ВРС: А как власть сейчас реагирует на это?

Назгуль Турдубекова: Чаще всего мы консультируем родителей, как необходимо проходить все инстанции для того, чтобы защитить своего ребенка. На сегодня мы видим, что у представителей управления образования города Бишкека, у Министерства образования нет понимания, что они несут полную ответственность за то, что в стенах школы у нас развивается вымогательство. Вместо того чтобы разобраться с ситуацией, родителей просто подвергают унижениям, оскорблениям, обвиняют их в том, что они сами виноваты, что их ребенок был подвергнут рэкету.

Родители приходят к нам ошарашенные, оскорбленные, и спрашивают: «Слушайте, мы следовали вашим рекомендациям, что нужно сходить туда и туда, а в ответ звучат оскорбления…». Вчера одна родительница была очень возмущена поведением чиновницы, к которому мы ее направили. Она обращалась за помощью, чтобы ребенка перевели в другую школу, так как в своей школе ребенок уже не может учиться, он буквально был доведен до психиатрической больницы старшеклассниками-рэкетирами.

Чиновница отчитала ее, что она посмела вообще обращаться в правозащитную организацию. Она сказала: «Вас консультирует правозащитная организация, пусть она ваши проблемы и решает». А когда мать сказала, что она просит уволить директора, потому что жизнь ее ребенка была подвергнута риску, то в ответ услышала: «Мало ли что вы хотите».

То есть такая неадекватная реакция была, что родительница была просто в шоке: «Зачем вы меня туда вообще направили? Я там получила кучу оскорблений и обвинений в том, что я сама виновата». «Вы меня направили в уполномоченные органы, но ни один орган соответствующим образом не отреагировал. Более того, они на меня оказали психологическое давление. Как так можно решать проблему?».

И еще она сказала: «Я поняла, почему у нас дети в Кыргызстане подвергаются рэкету. Вся проблема - в бездействии чиновников. Они сидят не на своем месте, и не заинтересованы в том, чтобы права детей защищались в школах Кыргызстана». По ее словам, такое ощущение, что все коррумпировано, все друг друга покрывают и закрывают глаза на существующие проблемы.

ВРС: Какой выход вы предлагаете из данной ситуации?

Назгуль Турдубекова: Можно обратиться к истории других стран, как они решали такую проблему. Например, во Франции был такой случай, когда учителя подвергались давлению со стороны школьников-рэкетиров; настолько там разросся школьный рэкет, что уже они стали облагать налогом учителей. Учителя вышли на забастовку и потребовали от властей принять все необходимые меры для того, чтобы искоренить рэкет.

В противном случае они отказывались работать. Правоохранительные органы совместно с уполномоченными органами объединились и за очень короткое время провели мероприятия по выявлению школьных рэкетиров, и приняли меры для того, чтобы полностью искоренить рэкет.

У нас сотрудники ИДН используются в структурах МВД как дополнительное приложение. Как организация, которая проводит мониторинг в данной ситуации, мы видим, что на сегодня меры, мероприятия, межведомственные планы между министерствами по профилактике и искоренению рэкета не эффективны. То есть все идет формально, эти инструменты не работают. Но в то же время дети гибнут от школьного рэкета, получают увечья, у них нарушается психическое и физическое здоровье.

То есть у нас растет поколение детей, которые считают, что рэкет - это норма, и дети с начальных классов готовятся к этой роли - быть рэкетирами или же быть их жертвами. Поэтому, если не принять срочные меры, мы можем получить из тех же школ уже готовые «кадры» для пополнения сил криминалитета.

Мы абсолютно согласны с заявлением министра ВД, в котором говорится о том, что вопросам безопасности и искоренению преступности у нас не уделялось достаточно внимания; более того, у нас часть сотрудников этой структуры являются частью криминала, и сами являются носителями этих проблем. Мы также считаем, что, во-первых, необходимо провести кадровые расстановки.

Во-вторых, необходимо статус структуры ИДН в системе МВД поднять, необходимо усилить его кадровый потенциал, обеспечить ресурсами, у сотрудников ИДН должны быть отдельные кабинеты. Им должны быть даны ресурсы для того, чтобы они могли проводить мониторинги и исследования по изучению данной проблемы. Более того, надо с них снять все лишние обязательства, когда они должны срочно идти на усиление города и так далее. Они не занимаются своими прямыми обязанностями. Мы видим, что структура МВД в целом отстает со своими подходами и инструментами в решении проблем в профилактике правонарушений. Отобранный кадровый состав необходимо вывозить и показывать, как сегодня работает современный мир.

Нужно комплексно подойти к этой проблеме, и самое главное - это нужно делать быстро. Потому что мы еще раз заявляем, что школьный рэкет сегодня просто вышел из-под контроля. И самое удивительное, что он есть там, где директора - ставленники тех или иных депутатов, или чьи-то друзья, родственники каких-то чиновников, и они знают, что не будут нести ответственность, потому что за ними всегда есть человек, который сможет защитить от этой ответственности.

Более того, есть еще другая проблема: сегодня директора школ города Бишкека не подчиняются Министерству образования. В Закон «О статусе города Бишкек» необходимо внести, чтобы директора школ назначались и увольнялись только министром образования, пусть по согласованию с мэрией, иначе у нас получается двоевластие: директора вроде бы подчиняются министру формально, но на самом деле все решения принимаются мэрией города Бишкека. Это абсолютно неправильно. Мы на себе ощутили, что когда мы обращаемся с жалобой в Министерство образования, которое понимает предмет проблемы, там отвечают, что они ничего не могут поделать, потому что решают на местах акимы и мэры. Обращаемся к акимам и мэрам - они не понимают проблему школ. Поэтому все вопросы регулирования и управления системой образования должны быть отданы профильному ведомству - Министерству образования.

http://www.bpc.kg
 

Kyrgyzstan
Children
Frontline Updates
Support local journalists